МенюИконыО нас

Из истории создания иконостаса храма Успения Пресвятой Богородицы
в селе Петрово-Дальнее Московской области

Деисусный Чин для храма Успения Пресвятой Богородицыв селе Петрово-Дальнее Московской области

Два года тому назад моя ученица, Леночка, говорит: У меня есть дача в Подмосковье и рядом новый храм строится. Там нужно иконостас писать. Я познакомилась со старостой, и знаете, Екатерина Борисовна, он оказался человеком таких же убеждений, как и я. И осмысление иконописного образа у него такое же, как Вы нас учите Шло время, вопреки обещаниям, староста сам не звонил мне, и я не спешила было не до звонков, слишком много текущих дел.

Староста Алексей НиколаевичНо, набрав как-то этот, записанный на клочке бумаги номер, я вдруг услышала веселый доброжелательный мужской голос, который тут же пригласил приехать в Петрово-Дальнее (имение Голицыных) и сам выказал желание побывать и у нас. Оказалось, Алексей Николаевич, так звали старосту худощавый рыжеволосый человек, лет 35-ти, с небольшой бородкой клинышком, хитроватым, лукавым взглядом и смешливым огоньком в глазах. Он тут же рассказал свою биографию: что вообще-то по специальности он повар, но жизнь сложилась так, что он оставил все, чего он достиг (а достиг он немалого даже готовил для Патриарха) и теперь живет при церкви, которая восстанавливается из небытия, где выполняет любые работы, заменяя собой в одном лице целый приходской коллектив.

Каждый рассказ Алексея увлекательная история, где ему приходилось выходить победителем из самых каверзных неприятностей на удивление всем окружающим. Так, например, к приезду благочинного, он организовал потрясающий обед, при том, что женщины, которые должны были готовить вместе с ним его подвели (одна ушла раньше, а другая вовсе не пришла). Не имея денег - достал продукты, украсил стол, красиво подал - и сказал потрясающую речь, чем так растрогал благочинного, что тот должен был признаться, что нигде более не встречал такого радушного приема.

Надо писать иконостас, - сказал Алексей, обращаясь ко мне. И писать его будете именно Вы. Только денег пока нет. Но это ничего: все по Воле Божией, Господь устроит.

- Вот представьте, - говорит Алексей в другой свой приезд, стою я возле метро Тушинская - и я тут же представляю его худощавую, немного сутулую фигуру в черном до земли подряснике, которая обязательно привлечет к себе внимание, потому что такой живой, шустрый человек, как Алексей просто так стоять на одном месте в одиночестве не может

- Так, вот, стою я у метро и я представляю площадь, где множество людей спешит кто - куда, где останавливаются автобусы и маршрутки с десятков различных направлений, откуда уходит и автобус на Петрово-Дальнее...

- Конечно, я не автобуса жду. Чувствую: что-то должно произойти. Откуда ни возьмись, останавливается иномарка. Тебе куда, отец?

- Ну, я еще пока не отец, - говорит Алексей. А ехать мне в сторону Красногорска, храм Успения Богородицы знаете?

- Если еще не отец - то скоро будете - Поехали, разговорились, оказывается, подвозит меня, весьма почтенный господин - председатель коллегии адвокатов, очень известный человек. И не только человек известный, Екатерина Борисовна, но и состоятельный. Так что деньги на иконостас уже потихоньку собираются А господин этот так счастлив был со мной познакомиться и посетить наш храм, что тут же стал нашим прихожанином.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее Отец Сергий
Отец Сергий настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее
Отец Сергий Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее

- Я вот что думаю, - говорит Алексей Николаевич, если писать иконостас в наш храм, то он должен быть не такой, как в других храмах, он должен быть запоминающийся, особенный, такой, какой может быть только в нашем храме

Я возражаю: Но существует иконописная традиция, канон. Мы не можем писать, что хочется Деисусный чин: центральная икона Спас в Силах, по правую руку (Одесную) Пресвятая Богородица, по левую (Ошуя) Святой Иоанн Предтеча. Далее пишутся Архангелы: Михаил и Гавриил, затем апостолы: Петр и Павел. Затем могут быть написаны самые разные святые, но обычно, пишут Святителей: Иоанна Златоустого и Василия Великого (сочинителей Божественной Литургии)

- А мы напишем святого Петра Красногорского. (Он был священником в этом храме после революции и недавно канонизирован).

Но мы же решили икону со святым Петром Красногорским писать для местного (первого) ряда иконостаса, - возражаю я.

Да. Нужно все продумать. Вот что я решил: будем писать Святителей не Иоанна Златоустого и Василия Великого, а Ермогена и Филиппа. И напишем еще святого Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Настоятель храма - отец Сергий. Ему приятно будет, что его святой в Деисусе. Ничего, он согласится, что именно эти святые будут в иконостасе, я его подготовлю к этой мысли.

Отец Сергий настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее

В другой раз приезжает расстроенный: Отец Сергий студентку привел и говорит, что не Вы, Екатерина Борисовна, а эта девушка будет иконостас писать. Она и даром работать готова, а деньги храму: ой как нужны Экономия получается. Только не напишет она иконостас, Екатерина Борисовна. А, даже, если и напишет: то что это за рисование будет? Хочется на века, уникальный иконостас создать, а не выставку ученических работ Но, вот, что я подумал: Я познакомлю Вас с этой девушкой, возьмите ее к себе в мастерскую подмастерьем так и получится: вроде бы она иконостас пишет а на самом деле Вы все сделаете Сами, хорошо?

Немногим более года назад привез он мне предоплату насобирал деньги почти на все иконы и попросил на обороте каждой иконы делать памятную надпись: кто пожертвовал деньги. Среди жертвователей были и члены правительства.

Надпись на обороте иконы

святого Архангела Михаила

Прошло несколько месяцев: неожиданно звонит и приезжает Алексей Николаевич: По Воле Божией перешел я на работу в другой храм. Екатерина Борисовна, знаете, а, ведь, Вам еще иконостас предстоит писать в Лыткарино. Здесь храм святого Илии Пророка это, ведь, Ваш святой Покровитель: раз Вы Ильинская Только храм сначала построить надо А я хотел бы постриг монашеский принять.

Помню последнюю встречу с ним он приехал, когда комиссия пришла в детский клуб Светлояр, где я преподавала иконопись. Помещения клуба кому-то из местных чиновников очень, вероятно, приглянулись, вот и искали причины, как бы Светлояр ликвидировать. Алексей Николаевич взял увесистые альбомы с фотографиями детей, занимающихся художественным трудом в клубе, и по собственной инициативе направился к членам комиссии, как представитель Православной Церкви (а выглядел он в своем черном подряснике, как настоящий священник или отец-диакон)

Позднюю осень и начало зимы, мы совсем не виделись и, даже не созванивались. Алексей куда-то пропал. - Наверное, загружен новыми проектами, - думала я, и также не звонила ему. 4 Декабря, на праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм - звоню, Алексей берет трубку, но голос его слабый, еле слышный - Болею, - говорит, - Да, что с тобой? - бронхит. Ну, выздоравливай, созвонимся.

На Новый год от нашего общего знакомого приходит мне sms сообщение: Раб Божий монах Амвросий (Алексей) почил во Бозе. Царствие Небесное.

Прочтя это - я стояла оглушенная, потрясенная, не понимая: о ком идет речь?не веря, что с Алексеем Николаевичем что-то могло случиться

Отец Сергий приехал в мастерскую смотреть, как мы работаем: успеваем ли к празднику Пасхи Деисусный ряд написать.

- Батюшка, спрашиваю, - что же с Алексеем случилось?

Умер.

- Как неожиданно. Хотя бы он быстро умер, не мучился, Господь душу его к себе взял

- Сомневаюсь. Алексей Николаевич, монах Амвросий, был болен неизлечимой болезнью и знал это. Смерть его была мучительна. Это плохая болезнь.

Как-то мы сфотографировались вместе с Алексеем Николаевичем у Успенского храма в Петрово-Дальнее. Теперь я пыталась найти эту фотографию, но нет ее не знаю: где? потерялась. НЕ осталось у меня хорошей фотографии портрета Алексея Николаевича. По грехам нашим все мы достойны самых ужасных болезней и только милостию Божией (как говорил Алексей: На все Воля Божия) пока живы.

Мы закончили работу над Деисусным Чином к Празднику Святой Пасхи 2007 года один год ушел на написание этих икон. В Деисусе показано как на Страшном Суде, который свершится в Будущем Веке над человечеством за все наши грехи - Святые Угодники Божии предстоят в молитве перед Господом Иисусом Хрисом, сияющем во Всей Силе и Славе. Святые молятся о нас. Они испрашивают Бога о нашем прощении.

Среди святых, за апостолами, мы написали святителей: Ермогена и Филиппа; и преподобных: Серафима Саровского и Сергия Радонежского А в Книге у Спасителя на центральной иконе Деисуса, где обычно пишут: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, по просьбе Алексея написаны другие слова Евангелия: Да любите друг друга.

Пасха Воскресение Христово. Для меня очень важно, что этот иконостас, созданный идеями Алексея Николаевича, мы написали к Светлому Дню Воскресения, как надежде Вечной Жизни.

Чаю Воскресение мертвых и жизни будущего Века

Аминь.

Да будет пухом земля праху его.

Деисусный Чин для храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее Московской области