МенюИконыО нас

Голгофский Крест

Голгофский Крест

Голгофский Крест (фрагмент)Этот крест сделан специально для храма Живоначальной Троицы при детской Русаковской Больнице ( г. Москва). Высота 2м. 80 см.

На Кресте Господь Иисус Христос изображен в минуту, когда уже прервались Его страдания. Поэтому Лик Господа светлый, спокойный. Но пережитая боль оставила на Нем свой отпечаток.

По церковному преданию, после своей физической смерти Христос спускается в ад. В аду находятся все умершие люди, в том числе и ветхозаветные праведники. Так случилось от того, что человек не может своими силами победить грех и спастись. Поэтому здесь мы видим как Господь выводит из ада праведников. Сойдя в ад - Он упраздняет смерть "Смертию смерть поправ" - поется в Пасхальном песнопениии. Христос выводит из ада Адама и Еву. "И сущим во гробех живот даровав".

Голгофский Крест (фрагмент)Живот, значит - жизнь. Каждый человек благодаря Иисусу, Его добровольной Жертве, может обрести Вечную Жизнь. Поэтому Иисуса называют Спасителем рода человеческого. Каждый человек может идти путем Христа.

Поэтому нам важно было показать, что Господь возносится на небеса. Сцена Вознесения вверху Креста. Христос в преображенных нетварным светом сияющих одеждах. Они белого - райского цвета. Мы знаем, что белый цвет появляется в соединении всех цветов. Так и Господь, прошедший весь путь наполняется белым светом, ослепляющим обычного, греховного человека. Благодаря прекрасной иконописной технике, золотым ассистам, мы передали это сияние. Ангелы ликуют на небесах! Посмотрите, какие использованы светлые, радостные краски.

Голгофский Крест (фрагмент)

Pаспятие изображено на фоне Иерусалима. Важен момент, когда Завеса в Ветхозаветном Храме разорвалась. Это - начало нового времени, Нового Завета.

Голгофский Крест (фрагмент)В ногах Спасителя изображена гора Голгофа. По преданию, здесь, на месте, где был распят Христос, покоятся кости первого человека - Адама.

Сама Голгофа сделана нами в виде трех ступеней. Это ступени духовного восхождения. Такой крест бывает на монашеской одежде.

Голгофский Крест

Екатерина рассказывает: "Может быть есть некая мистика цифр, и новое тысячелетие - не просто календарь, а - новое сознание будущих, других людей? Смогу ли я войти в это новое? - так думала я 31 декабря 2000 г., на пути в мастерскую.

Скоро открывается иконописная выставка, которую я подготавливаю "от и до" Мне хочется и, даже, просто необходимо поставить на выставку некоторые свои работы, как лицо Отдела образования, который я представляю. А работ моих в этом году мало, почти что нет совсем. Это потому, что в этом году я "рожала" факультет иконописи и это свое дитя нет возможности показать на выставке. Пока нет возможности. Меня в мастерский ждет работа - Голгофский Крест. Такую работу мне Господь дал в начале моих трудов над факультетом. О, какой это Крест! Надо видеть какой он большой - три метра высотой (до потолка мастерской). Мы с учениками не можем его поставить, его нельзя сдвинуть с места - так он тяжел. Когда столяры привезли Крест в мастерскую, я поняла: факультет будет, несмотря на все сложности и огорчения - будет. Крест защитит нас от всех врагов.

Я подошла к зданию Университета, где находится мастерская, и, вдруг, обнаружила - закрытые ворота. Да, да - это те самые ворота, на которых всегда болтались декоративные замки - сегодня почему-то имели замки самые настоящие и были хорошо заперты. - Странно, - подумала я. - Сторожа знали, что я приду. Я, правда, обещала придти с утра, а сейчас уже вечер, половина пятого... Как же попасть внутрь?

- Что это вы здесь делаете? - сзади ко мне подошел Сергей. Он работает так же в Университете, только я - на втором этаже, а он - на первом. - Да, вот, - говорю, - ворота заперты - А у Сергея, оказывается, живет хомячок. И, хотя день - выходной, он пришел его покормить. Он перелез через забор и мне руку подает. А я думаю: Ну, какой смысл мне лезть туда, чтобы вместе с Сергеем через 10 минут перелезать обратно? Или надо остаться ждать сторожей, которые, возможно, в магазин пошли, что-нибудь к празднику купить и когда вернутся неизвестно. Так можно опоздать к празднованию Нового Года и Тысячелетия.

В памяти почему-то всплыл "детский" тест, который два дня назад мне напомнила девушка, рассказывая свою жизнь, потому что пришла ко мне как ученица. А тест такой: человек идет полем, лесом, подходит к реке, встречается с лошадьми и медведем - и все эти обстоятельства что-то означают и важно: кто как ответит и что сделает - все имеет аналоги в жизни. А, в конце - человек подходит к стене. Это - большая высокая стена, которую невозможно обойти или перепрыгнуть, под которую нельзя сделать подкоп. Ну, что вы будете делать дальше? Что? Помню, в детстве, я, смеясь, ответила удивленным взрослым, тестировавшим меня: Ну, я пройду сквозь стену, пролечу Для меня не существовало стены.

Сейчас, я стояла перед стеной и думала: перелезть или - развернуться и уйти? Стена, в "детском" тесте - означала смерть.

Ну, конечно, перелезть!

И я пришла в мастерскую. В мастерской - Крест, и на нем уже раскрыты все цвета и только нет пока Самого Господа. Я пришла ко Христу. Удивительно, что минуту назад, я еще могла сомневаться: перелезть ли стену? Господь, даже, послал мне Своего проводника. Разве я могла поступить иначе, разве я могла не прийти к Нему? Христос передо мной: тело Его распластано на Кресте, Он здесь, рядом, Он беззащитный. Это Его путь - Голгофа. А мне предстоит сделать Его Пречистое Тело видимым для всех. Облечь в материальную форму свою молитву.

Голгофский Крест (в работе)

Я смотрела на цвета Распятия и чувствовала присутствие Иисуса здесь, рядом. Техника иконописи такова, что сначала под те места, где будут написаны руки и лик святых, т.е. личное - делается темная прокладка, санкирь. И только потом, сверху, высветляется сам лик и остальные части тела. Так и теперь передо мной был темный зеленоватый санкирь. Я взяла мягкую кисточку и светлую желтоватую охру и прозрачными мазками стала быстро прописывать. Вот, появился объем Его Пречистого Лика, наметились черты. Они скорбные и усталые, мне казалось, что я сама нахожусь на Голгофе и вижу толпу разъяренных людей вокруг и крики: Распни ЕГО! И Матерь Его рядом и Иоанн, любимый ученик. Что испытывает Он видя Матерь Свою? Горечь за еврейский народ, за все человечество переполнила меня. И я увидела это в Его скорбном Лике. Вот, Он передо мной на Кресте и голова Его безвольно упала на плечи и власы растрепаны. Глаза Его закрыты, Он здесь и Он видит все иными очами, потому и глаза Его иные, чем у мертвых людей. А на губах Его застыли слова: "Или, Или! Лама савахфани?", то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?

Я беру светлую лучистую краску, солнечный аурипигмент, и прописываю Его Лик. Это - усталое изможденное лицо человека, не просто лицо, а Лицо - Самого Господа. Светлые лучи пронизывают Его, это - лучики тепла и любви. Свет исходит от облика Спасителя. Лицо Его грустно и спокойно, оно вобрало в себя тоску о грехах всего человечества и безмерную любовь к нам. Мировая мудрость вселенской тишины. Это не лицо человека - Божественный Лик, а краска - материал, который лепит Его. Я беру яркую, светящуюся краску и она сама знает, где ей надо теперь быть, словно в моих руках не краска - а Сам Божественный Свет.

А сторожей, однако, нет и нет. Их и не будет сегодня. Новый Год - излюбленный праздник молодежи и сторожей, в том числе. Весь город, вся наша страна, целый год говорила и готовилась, а теперь - подошла в плотную и достигла самого основного в году праздника: да еще какого! Это, ведь, не просто - Новый Год, а Новое Тысячелетие! Напраздноваться на всю жизнь вперед, напиться, наесться, нагуляться, иссмотреться телевизором и исслушаться музыкой, исспускаться петардами на десятилетия вперед! Шум, гам вокруг - а в мастерской тишина, я - одна. Я не могу оставить пустое здание, я никуда отсюда не уйду. Здесь - безмолвие. И - только мы со Христом. Вдвоем. Это не я - Он Сам пришел ко мне. Он провел меня в Новое Тысячелетие.

Я - самый счастливый человек."