МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Василиск Сибирский, преподобный (1824)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Молитвы

Молитва преподобному Василиску Сибирскому:

О, преподобне и богоблаженне отче наш Василисче, безмолвия доблий рачителю и пустынножителю ревностный, умнаго делания смиренный наставниче и послушания предивный образе! Ты мира сладости бегая, пустыни непроходныя достигл еси, в нейже многая лета, богомыслием озаряем, в трудех пустынных подвизался еси, смиренномудрия глубину ископав; сего ради, яко сокровище пребогатое, сердечныя молитвы сладость утешительную Господь тебе дарова, еяже действием великих дарований исполнился еси. Темже молим тя, отче Василисче, воззри на ны, унылыя и немощныя, и возгрей в сердцах наших истинную ревность о Христе Иисусе Господе нашем, Иже есть един источник спасения нашего. Буди нам поспешник к высоты духовныя восхождению: ум наш в трезвении бодренном укрепи и дух сокрушен в сердца наша вкорени; наипаче вразуми, научи и усердие неослабное в молитве непрестанней подаждь нам, во еже освятити уста, умы и сердца Христу Богу нашему, Егоже именем отбежит от нас всякая неправда и уныние, диавольским действом составляемыя, и да просветятся души наша светом любве Божественныя ко исправлению жития нашего, да не погибнем в огне аки плевелы, но, яко пшеницу чистую, соберет ны Господь в житницу Свою небесную, идеже вси любящии Его в радости нескончаемей пребывают, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

 

Житие

Гаврилов Василий Гаврилович, родился в середине XVIII века в Тверской губернии, в семье крестьянина. С детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, вступил в брак, но вскоре, с согласия жены, оставил семью и начал вести монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях.

Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского). Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, возрастая духом в монашеских подвигах и в молитве Иисусовой.

Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни.

Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, - отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: "Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на другое место".

Его бесценный молитвенный опыт описан монахом Зосимой в рукописи "Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска", которая представляет собой изложение откровений преподобного о необычайных плодах благодати, дарованных ему во время занятия умным деланием.

Ища все большего удаления от мира, Василиск и Зосима избрали местом своего дальнейшего жительства сибирские леса. В 1798 году они поселились неподалеку от реки Томь в районе города Кузнецка (ныне Новокузнецк). В пятидесяти верстах от Кузнецка пустынники нашли себе удобное место, с помощью благодетелей построили две кельи и стали вновь жить отшельнически. Ходить друг к другу воздерживались они до субботы, особенно в среду и пяток хранили уединение. А воскресение и праздники проводили вместе в чтении и духовных дружеских беседах, прогуливаясь по пустынным окрестностям. Весною же, когда травы еще не велики, недели по две не возвращаясь, ходили по разным лесным местам, по горам и долинам, взяв с собою огниво, котелок и сухарей.

Добрые христолюбцы изредка посещали пустынных старцев, делая им приношения. Однако денег они решительно ни от кого не брали, а только - лишь самые простые и скудные пожертвования, необходимые для их пропитания и одеяния. Причем старались воздавать и за них своим рукоделием: отец Василиск делал посуду глиняную, а отец Зосима - деревянную.

Так они прожили 24 года, думая, вероятно, и окончить там свои дни. Однако, "зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит она всем в доме". Господу было угодно, чтобы стяжав высокие добродетели, они послужили теперь делу спасения ближних. Некая мещанка города Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноческую жизнь. Поблизости монастырей не было, а в Россию ехать было далеко, и она решила прибегнуть к духовному руководству пустынников. Получив их согласие и доверив им свою волю, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томи, к ней стали проситься в сомолитвенницы и другие девицы.

Старец Василиск часто посещал их, окормляя и наставляя в иноческой жизни, иногда посылал к ним и отца Зосиму. Очень скоро стало очевидным неудобство монашеского жития среди мирян - надо было хлопотать о переводе инокинь в какой-нибудь упраздненный монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевший монастырь в городе Туринске. Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь, близ которого и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал он и в самой обители.

Старец Василиск скончался 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Тайн. До последнего вздоха был отец Василиск в устной и сердечной молитве и со словами "Господи Иисусе Христе" - испустил дух, словно уснул.

За четыре дня, прошедших до приезда старца Зосимы, вид почившего не только не сделался хуже, но стал еще благовиднее. Тело его было мягким, как у спящего. Отец Зосима приказал написать с него портрет, ибо по глубокому смирению своему при жизни старец на это никак не соглашался.

Перед погребением, состоявшимся на седьмые сутки, когда стали вынимать тело старца из гроба, чтобы спеленать в мантию, оно оказалось гибким, как у живого.

Святой подвижник был погребен близ алтаря монастырского собора. Почитая праведника, в 1913 году жители Туринска возвели над его могилой часовню. В советское время и храм, и часовня были уничтожены, на их месте же построены гаражи.

Святые мощи преподобного были обретены на месте захоронения в 2000 году и ныне покоятся в Спасском монастыре Екатеринбурга. Известны случаи исцелений и духовной помощи после молитвенного к обращения к преподобному Василиску Сибирскому.

Прославление преподобного Василиска состоялось на Божественной литургии, 11 января 2004 года, в мужском монастыре Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга. Чин канонизации в сослужении большого числа духовенства и стечении мирян совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь). 6 октября того же года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.

Мощи святого находятся в Спасском монастыре, а их частица - в монастыре города Туринска.