МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Василий Поляномерульский, преподобный (1767)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Молитвы

Молитва преподобному отцу нашему Василию Поляномерульскому

 

 Преподобне отче Василие, избранниче Божий и наследниче Царства Небеснаго, иже вкупе со ангелы и святыми пребываеши, тя убо просим со слезами и умилением: избави нас молитвами твоими от многих искушений и напастей, от губительных похотей телесных и помыслов злых, иже на ны присно устремляются. Буди молитвенником о монасех, кои любви ради и веры ради ко Господу Иисусу Христу вся земная попечения оставиша, яко да с тобою вкупе послужат присно Богу в безмолвничестей жизни. Ты еси ходатай о тех иже в мире чтут имя Христа Иисуса и единую святую Соборную и Апостольскую Церковь. К тебе, преподобне отче, обращаем сию смиренную молитву, юже вознеси горе ко Отцу Небесному, яко кадило с фимиамом благовонным. Помози нам имети во уме и сердце нашем молитву Иисусову. Соедини всех православных в той же вере и подай нам силы достигнути блаженства Рая, во веки веков. Аминь!

 

 

 

Житие

Блаженный старец Василий родился в 1692 году, предположительно в Малороссии. От юности своей он, охваченный божественным желанием, удалялся в пустынные и уединенные места, чтобы приобщиться к равноангельской жизни других подвижников. Около 1713 года он вместе с другими монахами удалился в скит Долгоуцы, расположенный в лесу на границе Валахии и Молдавии. Василий руководил им в течение 20 лет. Но поскольку это место не принесло ему того покоя, которого он искал, чтобы посвятить себя нерассеянной молитве, он построил скит в отдалении от обитаемых мест, в Пояна Мэрулуй, или Мерлополянах (Яблоневая поляна), в долине Бузэу.

В 1733 году, благодаря поддержке князя Константина Маврокордата, он построил там деревянную церковь и кельи, продолжая руководить духовной жизнью скита Долгоуцы. Предоставив свидетельства чистоты своей веры и подлинности подвижнической жизни, преподобный Василий добился для скита статуса ставропигиальной обители. Тем самым он перешел непосредственно в ведение Валашского митрополита, который имел право вмешиваться в монастырские дела только в случае уклонения братии от православной веры.

Жизнь в Поляномерульском скиту была устроена по Афонскому уставу, и обитель слыла второй Святой Горой. Старец Василий сам много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг преподобного Паисия в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он посоветовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости и познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати. Иначе монах будет носить в себе тщеславие и гордыню, не замечая, что следует своим собственным страстям. Расставаясь со святым Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам.

Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводом творений святых отцов-подвижников, таких как святые Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Исихий и Филофей Синаит. К сочинениям трех последних старец Василий составил драгоценные предисловия, в которых он разъясняет, как именно следует понимать то, что святые отцы пишут о молитве Иисусовой. Указывая на опасность чисто телесного подвига, он подчеркивает важность духовного трезвения и внутренней молитвы, доступной также и мирянам. Он писал, что, дабы эта молитва была услышана, следует поступать по примеру евангельской вдовы, которая взывала днем и ночью, умоляя судью оказать ей справедливость. Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб, отправляемых согласно Типикону, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной. Именно это соединение исихастской традиции с правилами общежительного устава было в полной мере осуществлено учеником старца Василия святым Паисием (Величковским).

Старец Василий, сам того не желая, прославился по всей румынской земле. Он даже был приглашен на церковный Собор, созванный в 1749 году в Бухаресте, когда там находились патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Как писал преподобный Паисий, епископы испытали его веру и духовное учение и нашли святого человеком непорочным и непоколебимым в православной вере, признав, что он пребывает в знании Божественного Писания и учения богоносных отцов и в рассуждении духовном и всесовершенном ведении священных правил святой Восточной Церкви.

И так, приуготовив путь восстановлению исихастской жизни, старец Василий почил в мире 25 апреля 1767 года в Пояна Мэрулуй. В этом скиту его мощи покоятся по сей день в безвестном месте.