МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Тамара (Сатси), игумения, преподобномученица (1942)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

В миру Мария Сатси, родилась 9 февраля 1876 года на хуторе Устало в волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии. Её родители крестьяне Георг и Мария Сатси, эстонцы по национальности, были лютеранами. Когда девочке исполнилось 7 лет, умерла вначале её мать, а затем и отец.

Хутор Устало относился к лютеранскому приходу села Марьямаа, но когда в 1886 году там открылся православный приход, многие лютеране приняли Православие.

Мария по окончании 4-х классов сельской школы, в 12-летнем возрасте, была определена в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве, который открылся в 1888 году. В приюте девочек обучали не только чтению, письму и другим общеобразовательным предметам, но и учили рукоделию, золотошвейному и иконописному мастерству.

В 1892 году община была преобразована в Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Варвара (Блохина).

Воспитанница приюта Мария Сатси была в 1895 году переведена в монастырь и облачена в подрясник, а в ноябре того же года в апостольник.

В ноябре 1898 года была пострижена в рясофор.

В 1898 была игумения Варвара (Блохина) переведена в Казанскую епархию, поскольку чем-то стала неугодна княгине Елизавете Шаховской. По предложению игумении шесть послушниц, в числе которых была и Мария Сатси, переехали в Казань. Мария пела на клиросе и несла послушание в швейной мастерской одного из монастырей города Казани, а когда в 1902 году игумения Варвара была назначена настоятельницей Космодемьяновского Троицкого монастыря, туда вместе с нею перешла и Мария, на которую было возложено послушание певчей и письмоводительницы.

В монастырских ведомостях за 1918 год есть характеристика, данная Марии новой игуменией Алевтиной (Тороповой): Поведения весьма хорошего, к послушаниям способна.

19 июля 1917 года была пострижена в монашество с именем Тамара. Постриг совершал архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель Зилантовского монастыря в Казани, благочинный монастырей Казанской епархии.

В 1918 году в Космодемьяновский монастырь прибыл архимандрит Феодосий с указом о назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской монашеской общины. В то время заведующая общиной в честь Владимирской иконы Божией Матери, где подвизалось около 10 сестер, монахиня Арсения болела. До 1919 года при монастыре существовал приют для девочек.

В 1920 году монахиня Алевтина скончалась, и её обязанности стала исполнять монахиня Тамара.

Новая власть проводит конфискацию имущества общины, намеревается упразднить саму общину, закрыть храмы, в ней находящиеся. И насельницы обращаются к властям с письмом следующего содержания:

 В 1924 году община получила статус самостоятельного монастыря, монахиня Тамара возводится в сан игумении и назначается настоятельницей монастыря.

Однако уже в 1926 году монастырь был закрыт советской властью, продолжая некоторое время существовать как Владимирская религиозная община. В общине еще оставалось 34 насельницы, которые ютились в здании церкви, сторожки при церкви, выстроенных сёстрами двух крошечных домиках и переделанных под жильё хозяйственных монастырских помещениях: хлеве, курятнике. При этом президиум Чебоксарского горсовета принял в январе 1927 года постановление: Ввиду жилищного кризиса, переживаемого в городе и нанесения ущерба хозяйству бывшего женского монастыря просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря. Монастырь продолжал существовать как религиозная община до января 1930 года. Тогда был закрыт последний монастырский храм и отобраны помещения, где ещё жила игумения Тамара с оставшимися сёстрами. Монастырским священником в то время был иеромонах Николай (Танащук).

Игумения Тамара после ликвидации общины поселилась в находившемся неподалёку доме своей бывшей помощницы по управлению монастырём Анастасии Тимофеевой, с которой была знакома ещё по Пюхтицкому монастырю. Она продолжала свой молитвенный подвиг: читала Священное Писание, духовную литературу, а также занималась необходимыми хозяйственными делами.

Как-то в мае 1941 года, когда она пасла корову, с ней разговорился охранник Садвинтреста Худов, бывший священник. Он оклеветал её перед следственными органами, дав ложные показания об её якобы антисоветских высказываниях.

Ночью 25 июня 1941 года сотрудники НКВД устроили обыск в доме, где жила мать Тамара, и арестовали её. Начались допросы, на которых следователь пытался вынудить игумению подтвердить лжесвидетельство Худова об её антисоветских высказываниях. Она не согласилась сделать это ни при очной ставке с Худовым, ни при вручении ей обвинительного заключения. Следователь интересовался также тем, как попала мать Тамара из Эстонии в Чувашию, пытаясь обвинить её ещё и в шпионаже. Она отвечала: Никакие причины не принудили меня идти в монастырь, а я пошла по своему собственному желанию для спасения своей души. 

 

Из протоколов допроса от 9 июля:

 

"Никогда и никакую к/р клевету о жизни при советской власти я не высказывала, со свидетелем Худовым у нас разговор был только о книге "Добротолюбие", которую он просил отдать ему для чтения".

 

14 июля было объявлено об окончании следствия и предъявлено обвинительное заключение по статье 58 пункта 10 части первой Уголовного кодекса. 25 июля судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Чувашской АССР вынесла определение об утверждении обвинительного заключения и предании игумении Тамары суду. Суд состоялся 31 июля. Лжесвидетель Худов настаивал в суде на своих показаниях, а игумения Тамара отвергла его клевету, ссылаясь на своё стихотворение, которое было изъято у неё при обыске.

В этот же день суд приговорил игумению Тамару к 10 годам лишения свободы. Верховный суд СССР, рассмотрев кассационную жалобу, признал приговор правильным.

Игумения Тамара была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалёку от города Алатырь Чувашской АССР. Заключённые занимались лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.

Мать Тамара пережила тяжелую зиму 1941-42-х годов. В период войны с Германией в колонии из-за голода и болезней была массовая смертность заключённых.

Скончалась 1 мая 1942 года, согласно записи в акте о смерти, от порока сердца. Погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.

В октябре 2007 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви игумения Тамара (Сатси) причислена к Собору новомучеников и исповедников Российских.