МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Михаил Архангел

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Смотреть иконы святого Михаила

Молитвы

Тропарь Небесным Чинам Бесплотным

глас 4

 Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите наскровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

 

Кондак Небесным Чинам Бесплотным

глас 2

 Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы,полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

 

Житие

В текстах Ветхого и Нового Завета ангелы представлены вестниками Божественной воли, однако, в них ничего не сообщается о происхождении и природе ангелов. Свидетельство о создании ангелов святые отцы находят в книге Бытия (Быт. 1:1): В начале сотвори Бог небо и землю, - подразумевая под небом невещественный мир ангелов, а под землею материальный мир. Согласно учению Церкви об ангелах ангелологии -  небесные духи были сотворены еще до человека и являют собой бесплотных и безгрешных духов, которые настолько утвердились в любви к Богу, что уже не могут сотворить никакого зла. Слово ангел по-гречески означает вестник.

В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы считаются бесплотными духами, то есть они не имеют тела подобного телу человека или животного. На VII Вселенском Соборе, когда рассматривали вопрос о возможности изображения ангелов на иконах, было принято мнение, что они имеют тонкую воздухообразную или огненную  телесность и их можно изображать.

В V VI веках неизвестным автором (предположительно Дионисием Ареопагитом) был написан трактат О небесной иерархии, в котором силы небесные разделяются на девять чинов и описываются иерархические отношения ангельских чинов. Согласно этому тексту к последнему чину относятся ангелы, в их числе и ангелы-хранители, как наименее сокрытые от людей и принимающие участие в их судьбе. Над ними стоят архангелы - предводители ангелов, которые составляют восьмой предпоследний ангельский чин. Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией (1 Сол. 4, 16).

Архангел Михаил является архистратигом, то есть предводителем небесного воинства и занимает особое место в богословии уже с IV века. О низвержении им с Неба возгордившегося денницы с другими павшими духами описывается в книге пророка Исаии (Ис. 14.12-17). В Откровении Иоанна Богослова описывается, как ангельские силы во главе с архангелом Михаилом выступили против сил зла. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною... (Откр. 12: 79). К оставшимся верным Богу Ангельским Силам он воскликнул: Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу! Вследствие этого он считается покровителем воинствующей Церкви, то есть всех верных Богу, ведущих борьбу со злом. Господь вручает архангелу Михаилу души праведников, поэтому его почитают как заступника за души умерших на Страшном Суде. По учению Церкви он доносит молитвы христиан до Отца Небесного и сопровождает души усопших в рай. Согласно Откорвению Иоанна Богослова во время Страшного суда Архангел Михаил окончательно победит сатану в последней битве Армагедоне и убьет его.

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, которые преследовали израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях и битвах, через него открывалась воля Господа израильтянам и он почитался как покровитель этого народа.

Когда царь Навуходоносор бросил в горящую печь трех святых отроков  Ананию, Азарию и Мисаила за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 9295), все увидели, что они невредимыми ходят среди пламени и славят Бога, а вместе с ними среди огня явился юноша, которым был Архистратиг Михаил. По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному во рве со львами (кондак акафиста, 8).

Афонский патерик описывает, как святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Явления Пресвятой Царицы Небесной, заступающейся за русские города всегда сопутствовались Воинством Небесным, под предводительством Архистратига Михаила. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого. Тогда Архангел явился хану Батыю и запретил ему нападать на город.  Придя в Литовские земли и оказавшись в Киеве, хан увидел изображение Архангела над дверями церкви и воскликнул: сей мы возбрани поити на Великии Новгород!

Особое почитание Архангела Михаила связано с тем, что он считался покровителем как византийских императоров, так и русских князей. Почти вкаждом городе на Руси был храм Архистратига Михаила.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века. Еще за несколько лет до I Вселенского Собора на Поместном Лаодикийском Соборе было отвергнуто еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утверждено их православное почитание.  Интересна дата установления этого праздника 8 ноября (по старому стилю). Ноябрь девятый месяце от марта (с которого в древности начинался год) соответствует с числом девяти Ангельских чинов. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют днем восьмым. Восьмой день последний из дней на земле, в который приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним (Мф. 25, 31).