МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Димитрий (Шишокин) иерей священномученик (1918)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Димитрий Михайлович Шишокин (1880 - 1918), священниксвященномученик 

 

Память 27 сентября, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1880 году. Окончил духовную семинарию, в 1904 году был рукоположен во священника.

В 1905 году был назначен настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии.

13 января 1913 года переведен священником церкви при губернской тюрьме г. Казани.

О. Димитрий был человеком скромным и далеким от политики. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый и в среде рабочих, и в среде заключенных, уважавших в "народном батюшке" добродушие и приветливость, с которыми встречал о. Димитрий всякого нуждающегося и терпящего скорби душевные.

Во время крестного хода 9 июля 1918 года, чтобы прекратить произнесение проповеди и раздачи религиозных листовок, красноармейцами была совершена попытка арестовать членов Братства защиты святой православной веры - священников Димитрия Шишокина, Федора Гидаспова и Николая Троицкого, но верующие заступились за священников .

26 сентября 1918 года, через 16 дней после взятия красными частями Казани, о. Димитрий Шишокин был арестован в Штабе Внешней обороны Казани._ и, после издевательств и оскорблений, препровожден в ЧК с запиской, объяснявшей причину ареста. Запиской, впрочем, столь безграмотной (15 только грамматических ошибок), что приводим здесь полуисправленный текст (оставив без изменения пунктуацию и стилистику оригинала):

 

"Прошу немедленно арестовать Тюремного Белогвардейского Агитатора Против Большевиков Что они грабители мерзавцы и изменники Российского Пролетариата. Призывал что Всех Большевистских Комиссаров нужно расстреливать и Арестовывать Все вышеизложенное удостоверяю Комендант Штаба Внешней обороны Казани".

 

Арестован о. Димитрий был по доносу 25-летнего милиционера Михаила Ц-на (хотя в протоколе его допроса, в графе "профессия" стоит - "чернорабочий"). По свидетельству молодого человека, он был посажен белочехами в тюрьму и в одно из воскресений решил посетить церковь, где его узнал священник Димитрий Шишокин. Услышав, что причиной ареста Ц-на послужило то, что он - коммунист, священник якобы начал "ругать" молодогo человека и - по его словам - "предлагать... как служившему у Советской власти прийти к нему поисповедаться, и тогда он простит грех, т. е. службу у большевиков и причастит". Михаил Ц-н, конечно, отказался, тогда Шишокин обратился к арестованным: "Православные христиане, кто из вас служил у большевиков - покайтесь...""В этот день, - заканчивает свои показания молодой человек, - Шишокин не служил, а занимался, агитацией среди арестованных против Советской власти".

Священник показал:

 

"Пред арестантами тюрьмы я выступал только как проповедник, за богослужением объясняя содержание только дневных очередных Евангелий.. На выступления политические я не могу идти по своему высокому сану священника.. Вот поэтому-то меня равно уважали люди решительно всяких убеждений .. как человека терпимого... Из Казани, во время ухода прежней администрации, я с места службы не ушел, так как нисколько, ни в чем, ни перед кем-либо не виновен. Ведь только виновный бежит и укрывается... Ни к каким организациям против существующей власти не принадлежу и не принадлежал".

 

В защиту арестованного священника было направлено заявление от администрации и работников губернской тюрьмы и Арестантского дома, подписанное 17 служащими Казанской губернской тюрьмы и 19 надзирателями Казанского исправительного отделения:

 

"Мы, нижеподписавшиеся, служащие при Казанской губернской тюрьме, заявляем, что священник церкви при Казанской Губернской тюрьме - Димитрий Шишокин, арестованный 26-го сентября в 1 час дня в Штабе обороны г. Казани по неосновательному доносу присутствовавших бывших арестованных, никогда во всю свою шестилетнюю службу не выступал как контрреволюционер и политики совсем не касался. В бытность белогвардейских банд в г. Казани, означенный священник вел себя, как подобает истинному пастырю, никаких выступлений с его стороны не было и, как ни в чем не повинный, из г. Казани никуда не убегал при восстановлении Советской власти".

 

В защиту арестованного о. Димитрия выступили и прихожане церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся неподалеку от дома священника :

 

"Мы - рабочие Пятницкого прихода, узнав об аресте священника Тюремной церкви О. Шишокина, очень опечалены. Священника этого мы знаем, он настоящий народный священник, в нашем Пятницком приходе он часто служил, совершал разные требы и ходил по Престольным праздникам со св. Крестом, кроме хорошего, о нем мы ничего не можем заявить, а потому убедительно просим священника о. Шишокина освободить. О. Шишокин во время занятия г. Казани никуда не убегал, это одно уже свидетельствует, что он не имеет за собой никакой вины, еще раз просим освободить священника о. Димитрия Шишокина".

 

Надо заметить, что казанцы еще долго не могли простить городскому духовенству, покинувшему свои приходы подобной "измены", тем более понятны те чувства благодарности, признательности и любви, что испытывали верующие по отношению к каждому из оставшихся на своем месте пастырей. Таких было немного, и одним из них был о. Димитрий Шишокин.

Сохранилось устное предание о последних днях земной жизни о. Димитрия. По свидетельству его внучки, Елены Константиновны Варфоломеевой, от о. Димитрия ЧК требовала разглашения тайны исповеди. Это и понятно, кому как нее священнику тюрьмы (в которой кто только не сидел!) было знать умонастроения заключенных. Священника хотели использовать для выявления "антиреволюционных настроений". Однако от такого сотрудничества о. Димитрий отказался. Родственники, как рассказывала супруга о. Димитрия Анна Михайловнам, негодовали, говорили, что о. Димитрий из ума выжил, ведь ему стоило сказать всего одно слово согласия, и он остался бы жив...

Сохранилось единственное письмо священника, дошедшее из тюремных застенков:

 

"Милая Анечка! Выбор сделан, на днях все решится. Их условия невыполнимы. Бедой обязан (), но, видно, так Богу угодно. Прошу никуда не ходить, не хлопочи и никого не проси обо мне, все бесполезно, навлечешь лишь дополнительные беды на себя и детей. Все хлопоты обо мне бесполезны, я это чувствую и знаю, никто и ничто меня уже не спасет. Я не могу быть другим. Утешаюсь мыслью, что такова Воля Божия, и вы все уцелеете по милости Его. Обо мне не справляйся, ничего не выясняй, не скажут, и это опасно. Когда меня вывезут из Казани с приговором, поищи вдоль стены обломок химического карандаша Димитрий.

 

9 октября 1918 года председатель ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацис утвердил представленное следователем Бабкевичем постановление: "Димитрия Шишокина, как ярого контрреволюционера, агитировавшего среди арестованных против советской власти, подвергнуть высшей мере наказания".

Расстрелян 10 октября 1918 года.

По слухам, группу заключенных, среди которых находился и о. Димитрий, увезли куда-то по Волге на барже. Сохранилось свидетельство о том, что в Свияжске в 1917-1920 гг. действовала скотобойня, куда в 1918 г. привозили на расстрел заключенных из Казанской тюрьмы, приговоренных ЧК к казни. Скотобойня была выбрана не случайно: это было место, удобное для расстрелов - грязь и кровь животных скрывали лужи крови человеческой. После расстрелов монашествующие окрестных монастырей ночами тайно хоронили духовенство подле стен своих обителей.