МенюИконыО нас

Обретение иконы

Обретение иконы

Обретение иконы

Я не сразу заметила человеческие фигурки рядом с деревом, да и по нему лишь скользнула взглядом, хотя оно занимало значительную часть стенной росписи. Небольшого размера икона Богородицы с младенцем на руках - вот что притягивало. Икона была на стене и - получалось на дереве. К ней, как я потом разглядела, простирали руки люди. Эта вечная тайна лика Божьей Матери: неземное и вместе с тем человечески близкое, понятное нам - Любовь, по какой мы тоскуем и какую чувствуем, стоя перед образом Богородицы как передается это на иконе? Как она получается живой? Словно угадав мои вопросы, автор живописной композиции заметила, что у иконы особая жизнь, особая история, с иконами связаны чудеса, и то, что я вижу, - одно из них. С этого завязался наш разговор, так началось мое знакомство с хозяйкой дома, где я оказалась в гостях, - московским иконописцем Екатериной Ильинской.

Явление иконы

Екатериина Ильинская и Вячеслав ВолковНесколько лет тому назад она переехала в новую квартиру и сразу же расписала в ней одну из стен. За основу взяла сюжет из "описаний чудотворных икон Богородицы": на дереве появляется икона Божьей Матери, люди узнают об этом и в порыве веры и любви бросаются к ней, тянут руки, чтобы снять с дерева этот момент художница и изобразила. За кадром, как говорится, осталось самое главное - икона спустилась к людям на руки только после их усердной молитвы. Так гласит предание. Молилась ли тогда Екатерина перед тем, как взяться за работу, не знаю, она не сказала. Но вот, что произошло: через какое-то время ей принесли домой икону без оклада, а потом и оклад нашелся. Явленный образ Смоленской Богоматери поместился на приготовленном для него месте - плодоносящем дереве.

И еще одно событие произошло: Екатерина узнала, сто по соседству с ней живет замечательный человек, иконописец Александр Лякин. Она познакомилась с ним. И с этим связана другая история.

От спящей иконы к живой

Сначала Екатерина писала иконы, пользуясь книгами. Срисовывала, копировала образы, тщательно перенося штрихи и детали с образца на доску. Именно так многие художники делают новые иконы - с иллюстраций, картинок. Все на них красиво и сияет. Только вот истинной силы это, оказывается, иконе не дает. Такая икона как бы спит, она не побуждает к молитве и не отзывается на нее. Много ли времени потребовалось Екатерине, чтобы прозреть и понять этот изъян "новоделов"? Об этом она не упомянула, только, как бы переворачивая следующую страницу своей жизни, сказала: "Потом так сложилось, что я занялась реставрацией". И ей многое открылось.

- Древние иконы спокойны, в них нет "вызова", они вводят человека в мир, который есть Царствие Небесное

Ею отреставрировано около пятисот икон. Их приносили люди, просили восстановить, были заказы от церквей. Чаще всего среди них встречались образа середины и конца прошлого века попадались и замечательные иконы XVI века. Чтобы восстановить поврежденную временем часть такой иконы, надо сначала "раскрыть" мастера, который ее написал., то есть понять его манеру, технику - как двигалась его рука. Какие он проводил линии, какими пользовался красками. У каждого иконописца свои особенности. Все создатели икон придерживались строго установленных церковью лицевых подлинников - то есть схематических контурных изображений Богоматери, Христа, святых, - а также канонических цветов и красок, как на подлинниках. Это было обязательно. И все же не смотря на церковные каноны, складывались разные по характеру иконописные школы, появлялись отдельные гениальные творцы. Не значит ли это, что канон не связывает, а дает свободу? Свободу от сомнений, от опасности разрыва между содержанием и формой, от того, что называется "ложью на святого". Чего же бояться канона?

Получалось так, что, реставрируя иконы, Екатерина училась не у одного, а у разных мастеров, проникаясь не только буквой, но и духом иконописных традиций. У нее собрался интересный реставрационный архив: фотографии икон, которые она вернула к жизни, - до и после реставрации, снятые с них прориси.

Много помогает Екатерине ее муж Вячеслав Волков. Они целенаправленно собирают прориси - без этого капитала в работе не обойтись. Особое, благоговейное отношение у них к книгам об иконах, всегда под рукой "Иконописный подлинник". В нем содержится описание святых и праздников, как их следует изображать на иконах, в каких одеждах. Разговор наш не однажды прерывался чтением того или иного отрывка из "Подлинника". Инициатором здесь был Вячеслав, который всегда вовремя и к месту находил нужное. Вот, например, как должен писаться образ пророка Илии: "Сед, борода аки у Иоанна Богослова, власы долгие, ризы багор, подкладка мохната козья, около ворота ширинка, испод прозелень и дебелый, в руке свиток"

Обретение иконы

- мне часто задают вопрос: как вы пишете икону - говорит Екатерина я вот нарисовала храмовый образ в церкви Илии пророка, и меня спрашивали: как вы рисовали? Наверное, сорок дней постились, молились как-то по особенному?.. Нет, иконописцу не только перед началом конкретной работы нужно попоститься, помолиться - надо постоянно поститься и молиться. И тогда Господь подаст благодать. Дело иконописца - не выразить себя, а пропустить через себя божественное, донести это до людей, чтобы оно было им в помощь, чтобы икона во спасение послужила.

Екатерина считает, что иконописец должен быть воцерковленным христианином в самом прямом и глубоком значении этого слова: он должен жить жизнью церкви, освящаться ее таинствами, дышать ее атмосферой, соблюдать обряды. Это для нее - непременные условия иконотворчества. Они с Вячеславом прихожане Андреевского монастыря, у них есть духовный отец.

Икона благодатная

Обретение иконыЦерковь сейчас ремонтируется., вся в лесах, но службы в ней справляются, народ на них ходит. "Илия" заметен, перед ним всегда люди. Возле этой иконы у меня возникло ощущение тишины и такое впечатление, будто она написана единой линией, непрерывающимся движением кисти. И созерцаешь ее "единым взглядом". Лик у пророка задумчивый, молитвенный, а ведь он самый грозный из всех пророков, по его слову огонь сходил с небес. Но тут он запечатлен в разговоре с богом. На иконе - сцены из жития. Одна из них - Ангелы Господни "белообразные мужи", питают младенца Илию огнем и пеленают в огненные пелены. Такое видение было отцу Илии - Саваху, когда Илия родился. После этого, рассказывается в житии пророка, отец испугался, и отправился к старцу, и спросил, что это значит. А тот ему ответил: это значит, что речь его будет огненной, натура - пламенной. Так все и было.

А вот сцена со жрецами, вот - еще одна: Илия Пророк воскрешает умершего юношу, сына вдовицы. Я вспомнила, что говорила Екатерина: "Удивительное дело, храм Илии Пророка рядом с красной площадью, за ГУМом. Илия Пророк жил в языческие времена. И место это - тоже какое-то языческоеЗамечательно, что здесь храм открыли и восстанавливают. Может, мой образ поможет воскрешению духа".

В храме Петра и Павла на Новой Басманной тоже есть икона Екатерины Ильинской - Владимирской Божьей Матери. Она нарисована под оклад XVII века. Сама икона не сохранилась, а оклад уцелел. Когда начали восстанавливать церковь. Его принесли прихожане. Батюшка обратился к Екатерине, заказал написать новый образ и пожелал, чтобы он был похож на известный список, который, по приданию, писал Апостол Лука. Кажется у нее получилось

Бывает, что икона почти готова, остается только лики прописать, - но отставляется в сторону и стоит день, два, а то и неделю. Екатерина смотрит на нее и про себя взывает к тому, чей образ хочет написать, и к Господу. И в какой-то момент начинает казаться, что лик проявился на доске. Остается только быстро его "обвести".

Лик она пишет обычно дня два, меньше никак нельзя. Это многослойное письмо, несколько раз лик нужно высветлить. Сначала делается темная прокладка - санкирь, и уже потом по ней - высветления, которые называются вохрениями, от слова "охра", что значит глина. В результате начинают проявляться черты лика. И уже в последнюю очередь ставятся белые оживки. Лик тогда набирает силу; и чем больше послойных высветлений, тем мягче он получается.

- Я не пишу суровые лики, - говорит Екатерина. - Для меня святые это, прежде всего заступники, ходатаи наши перед Богом. Может, для первых христиан суровость в них была, что называется, актуальна - времена были языческие. Вообще я считаю, что истинное слово Божие так сильно, что его достаточно, чтобы всех привести на путь истинный.

Обретение иконыА потом Вячеслав принес еще одну икону. Они писали ее вместе (он на этой иконе делал рисунок). Вячеслав считает себя учеником Екатерины. Обратил мое внимание на глазурь на нимбе и объяснил, что это сделано из лазурита. Они перетерли камушек и сделали из него краску. Рассказал, как делали золотую отделку на мафории: кисточкой наносится чесночный клей, а сверху кладется на мелкую разделку листок сусального золота, такой тонкий, что если дохнешь, все разлетается. После разделки остатки сусального золота стряхиваются. Такая разделка называется ассистом. Вот я получила еще один урок по иконописи.

Завидую ученика Вячеслава и Екатерины - слушать их необычайно интересно. Непременно побываю на факультете иконописи и основ иконографии, который они открывают в заочном народном университете в этом году. Здесь будут учиться рисовать иконы карандашом и кистью (прориси), осваивать иконописные шрифты, левкасные работы, прорисовку складок одежды, архитектуры, золочение и многое другое. Опыт общения с аудиторией у иконописцев есть: они два года вели в доме Васильчикова Московского Союза музыкантов семинары по теме "древнерусское изобразительное искусство, иконография и символика". Не ради корысти все это делается, а по убеждению, что икона - это наша духовная традиция и очень важно ее сохранять, передавать из поколения в поколение.

Хочу еще упомянуть здесь о семейных иконах. Их заказывают иконописцам на рождение и крещение младенцев, недавно вот, Александр и Ирина, родители девочки Анастасии, заказали такую икону. Она уже готова. На ней трое святых: Александр Калицкий, Ирина Македонская и Анастасия Пустынница. Как правило, заказчики ничего не знают о тех святых, покровительства которых ищут. Вячеслав и Екатерина обязательно читают жития святых, которых собираются изобразить, и рассказывают о них людям.

Среди заказчиков семейных икон есть люди богатые. Некоторые удивляются: зачем, мол, им иконы, они все бездуховные. Екатерина на это отвечает:

- мы готовы каждому написать святой образ, чтобы он обязательно был дома. Душа рядом с иконой преображается, поэтому икона нужна всем

 

ИСТИНА И ЖИЗНЬ
№10 от 1997 года.