МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Кукша, просветитель вятичей, иеромонах, священномученик

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Утверждение киевской княжеской власти в земле вятичей (на этой территории сейчас расположены Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области) произошло не ранее 1081-1082 годов, когда  Владимир Мономах совершил на вятичей два зимних похода: на Ходоту и на сына его и ко Корьдну ходих первую зиму. Ходота   князь вятичей, а город  Корьдна, скорее всего, село Корна Мосальского района; мерянское название этого селения (корт  дорога) указывает на то, что город этот был занят смешанным населением мерян и вятичей. С XI в. началось распространение христианства на землях, которые еще не были русскими. Вятичи  долго противились этому. Крестил вятичей в 1-й четверти XII в. святой проповедник Кукша, монах Киево-Печерской лавры. Существует предание, что священномученик Кукша был родом вятич и происходил из княжеской семьи. Владимир Мономах решил наказать вятичей за отказ платить дань и за военное сопротивление, с этой целью он двинул свою рать в глубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князь Ходота и его сын Кукша. Мономах, убив Ходоту, порушил его город Корьдну, а сына взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи. При крещении княжеский сын получил имя Иоанн, но свое языческое имя сохранил и в стенах Киево-Печерской обители. В первом десятилетии XII века земли вятичей входили в состав Черниговского, Новгород-Северского и Муромского княжеств. В церковном отношении они составляли единое целое и управлялись епископом Черниговским, который решил отправить духовную миссию под настоятельством Кукши для просвещения вятичей светом Христовым. Крещение в отдаленных от Киева землях, и у вятичей в частности (после походов на них Владимира Мономаха), проходило отнюдь не мирно: в летописи упоминаются восстания волхвов и гибель проповедников. Распространение слова Божьего среди вятичей значительно осложнялось их воинственностью. Известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и чудесами: он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил... Обеспокоенные волхвы, защитники язычества, решили убить проповедника. Богу угодно было увенчать своего избранника мученическим венцом. После многих мук он был усечен неверными с учеником своим,  повествуется об этом в Патерике. В то же время блаженный Пимен постник, провидев убиение блаженного Кукши,  громко возопил среди церкви Печерской: Брат наш Кукша  убит на рассвете. И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшей и учеником его. Так закончилась многотрудная и преславная жизнь просветителя нашего края святого равноапостольного священномученика Кукши. Узнав о гибели проповедников, киевские монахи нашли тело Кукши, отвезли в Киев и поместили его нетленные мощи в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры, где они почивают и поныне. Память о мученической смерти Кукши и его ученика Никона до сих пор живет в Калужской области, а народное предание указывает даже  место, где был убит сщмч. Кукша,  берег реки Серёны, возле села Серёнска в Мещовском районе. Место убиения святого всегда было почитаемо в народе, на источник ходили крестными ходами. 9 сентября 1913 года,  в день  памяти святого, были грандиозные торжества, в которых участвовали  члены Императорской Семьи, была и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Русская Православная Церковь установила день 27 августа (9 сентября) как день чествования святых Кукши и Пимена.