Главное менюКатегории

г. Москва, ул. Кооперативная, д.4,

корп.9, под.2, цокольный этаж.

email: info@icon-art.ru

+7 (495) 642-55-16, +7 (800) 333-00-37

«Знамение»

Икона Богородицв Знамение - это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета пророчество Исайи: Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил (Ис. 7.14)...  Далее...

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Смотреть иконы святого Иоанна

Молитвы

Тропарь, глас 8

Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа;/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,/ моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

От небес приял еси Божественную благодать, / и твоими устнами вся учиши / покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, яко божественная являя.

 

Житие

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника по имени Секунд. Александрия в то время была местом, где можно было получить прекрасное не только светское, но и христианское образование, а в молодой христианской империи в этом была большая нужда, так как в народе еще прочно сидели пережитки язычества. Старики еще помнили времена гонений на христиан, а молодые были знакомы с христианством очень поверхностно.

Именно тогда и возникло монашество движение тех, кто хотел оберегать  чистоту христианской веры. Иоанн получил прекрасное образование у лучших богословов того времени и после смерти своей матери Анфусы принял иночество, которое называл истинной философией. Когда его сочли достойным епископской кафедры, уклоняясь от этого избрания, Иоанн ушел в пустыню. Четыре года он жил в уединении, два из которых будущий проповедник провел в полном молчании. Здесь он написал Шесть слов о священстве о пастырской ответственности, которые отчасти поясняют причину его отказа от священства. Здесь им были написаны и еще три книги Против вооружающихся на ищущих монашества и сочинение Сравнение инока с царем, проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания.

Однако, для восстановления здоровья Иоанн был вынужден возвратиться в Антиохию, где в 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диакона, а в 386 году во иерея.

Ему было поручено произносить проповеди, которыми, не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно, он глубоко потрясал сердца многочисленных слушателей на протяжении двенадцати лет. В те времена книги были не у каждого, и проповедь оставалась единственным способом просвещения народа. Здесь Иоанн смог реализовать свой дар слова, за который получил от паствы наименование Златоуст.

В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание, толкование на которое остается самым подробным и по сей день. От незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме, - писал святитель. В священном Писании он живо находил самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего.

Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Росла слава святого проповедника, и в 397 году, он был вызван из Антиохии в Константинополь для рукоположения во епископы. В столице святой архипастырь уже не мог проповедовать так часто, как в Антиохии множество дел ожидало его решения. Святитель преодолевал раздоры, устранял недостойных клириков, требовал от остальных прилежания и чистоты жизни. Он распродал роскошное убранство архиепископского дворца, чтобы содержать больницы и гостиницы для паломников. Святой очень много писал помимо толкования Писания и проповедей до наших дней сохранилось множество поучительных писем святителя Иоанна различным людям по всевозможным поводам. 

Особое обличение святителя вызывала распущенность нравов при императорском дворе. Из-за неумеренной роскоши и жадности он вступил в конфликт с императрицей Евдоксией, фактической правительницей при слабом и безвольном императоре Аркадии. Святитель защитил от конфискации имущество вдовы и детей опального вельможи, обличая расточительность в своих проповедях.

 Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда ей донесли, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Не смотря на волнения народа, который любил своего архипастыря, суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение, содрогнувшее не только дворец, но и сердце Евдоксии, которая немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.

Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна в далекую Армению. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. В этих событиях даже язычники видели небесное наказание за несправедливое осуждение праведника.

Святитель Иоанн был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активную переписку с друзьями, из которой до нас дошло более двухсот писем. За это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край Империи в Питиунт (ныне Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг он умер в местечке под названием Команы 14/27 сентября 407 года. Перед смертью святитель произнес слова, ставшие итогом его жизни и затем девизом всех пострадавших христиан: Слава Богу за все!

Почитание святителя началось сразу после его смерти. Мощи его недолго оставались в Команах, но уже в 438 были перенесены в Константинополь. В 1204 году они были похищены оттуда крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел II возвратил мощи святителя Иоанна Златоуста и Григория Богослова на прежнее место в Константинополь.

Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 26 ноября. Кроме того, 9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 12 февраля Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

 

В начало

Наверх

Наверх

Рассылк@

© 2003-2017 «Иконописная мастерская Екатерины Ильинской».

Все права на данной странице защищены

Звоните:

+7 (495) 642-55-16

+7 (800) 333-00-37

г. Москва, м. Спортивная, ул. Кооперативная, д.4, корп.9, подъезд 2, цокольный этаж.

Пн-Пт: с 9:00 до 20:00 Сб: с 12:00 до 17:00 Вc - Выходной.

Так же по предварительной договорённости мы примем Вас в любое удобное для вас время.

Rambler's Top100