МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Николай Кавасила (ок. 1397)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Николай Кавасила (ок. 1397) — Смотреть иконы

Житие

Николай Кавасила родился в аристократической семьеПредставители его рода играли видную роль вцерковной и политической жизни Византии начиная с XI векаЕго мать была сестрой трех архиереевизкоторых наиболее известен Нил Кавасилаучитель будущего светильника ЦерквиархиепископФессалоникийский в 13611363 годахавтор ряда полемических сочинений против латинян.

В 13351340 годах Николай Кавасила обучался в КонстантинополеПомимо грамматикириторики ифилософииизучал естественные наукиособый интерес проявил к астрономии.

Источники свидетельствуютчто уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи сисихастским движениемЕго духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного ГригорияСинаита и будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухиркоторому святой Григорий далследующий характерный совет: Жить не в пустынях и не в горах но в миру, (чтобы окормлятьтех,кто и там живет по-монашески и киновийноЭти слова в сопоставлении с некоторыми текстамиКавасилы указывают на традицию лаического исихазманеразрывно связанного с исихазмом монашескимкак на онтологическом уровне  единством аскетического идеалатак и на уровне практическогосоработничества по претворению в жизнь целей и задач этого духовного движения.

Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизниНа протяжениимногих лет он был другом и советником императора Иоанна Кантакузинаподдерживал его во времягражданской войныс трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами вавгусте 1345 года.

В 1347 году Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа ФессалоникийскогоГригория Паламу на его кафедруСолуняне не приняли святителяОн и Кавасила направились на СвятуюГоругде пробыли год.

Как свидетельствуют источникиКавасила и его друг Димитрий Хидонис знали от самого императора о егонамерении удалиться в монастырь святого Маманта (1349 г.) и собрались последовать за нимКантакузинхарактеризует их как мужейполучивших высшую мудростьравно и делами любомудрствующих и ведущихразумную безбрачную жизньто есть являющих собой род мирского аскетаобразованного и мудрогомужастремящегося сочетать христианский аскетизм с высоким литературнымнаучным и философскимтворчеством.

Твердой православной позиции придерживался Кавасила во время и после Влахернского Собора 1351 года,осудившего антипаламитовО его высоком авторитете у современников свидетельствует следующий фактВ1353 году оказался вдовствующим патриарший престол КонстантинополяСобор в числе трех кандидатов,предложенных императоруназвал и мирянина КавасилуМирянином оночевиднооставался до концажизнипо крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилоймонашеского пострига или священного сана. (Приписывание же ему достоинства Фессалоникийскогоархиепископа основано на историческом недоразумении.)

О жизни Кавасилы после 1353 года до нас дошли лишь некоторые отрывочные свидетельстваВ 1354 году онпроизносит панегирик при вступлении на императорский престол Матфея Кантакузинасына ИоаннаВ 1363году он прибыл в Фессалоники на похороны своего дяди Нилаа позже и своего отцаСвидетельством того,что он жил еще в первой половине 90-х годовявляются поддающиеся точной датировке письма,направленные ему Мануилом II ПалеологомДимитрием Кидонисом и Иосифом ВриенниемВероятнойдатой кончины Кавасилы является 1397 (1398год.

Наследиеоставленное Николаем Кавасилойдостаточно великоКоличество только богословских его трудовпревышает полтора десяткаОднакопо справедливому замечанию ИИСоколова, слава НиколаяКавасилы как богослова-мистика покоится главным образом на его сочинении О жизни во ХристеВсеми главах (словахэтого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению иисследованию природу православной духовной жизни.

Его богословие есть откровенный и глубокий диалог Православия с нарождающимся возрожденческиммировоззрениемдиалогв котором утопии гуманизма без Христа противопоставляется церковное учение очеловекесозданном по образу и подобию Божиему и призванном к восстановлению помраченного образакобожениюжизни во Христеобретаемой через всецелое приобщение к литургическому и молитвенномуопыту Церкви.

3 июня 1982 года Николай Кавасила был прославлен в лике святых Синодом Элладской ПравославнойЦерквиДень его памяти установлен на 20 июня (по новому стил