МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Кронид (Любимов), архимандрит, преподобномученик (1937)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

В миру Любимов Константин Петрович, родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. Родители мальчика - пономарь Петр Федорович и Агафия Васильевна - отличались благочестием и глубокой верой, которые они смогли передать и свои детям. О своих родителях архимандрит Кронид сохранил самые трогательные воспоминания. Впоследствии его брат Лука стал священником.

Обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1877 году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Более пяти лет продолжался испытательный срок, в течение которого он исполнял различные послушания.

4 января 1883 года он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2 февраля того же года определен в число лаврских послушников в связи с его хорошим поведением и способностями. Назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина).

28 марта 1888 года пострижен в монашество с наречением имени Кронид в Гефсиманском скиту соборным иеромонахом Авраамием.

25 сентября 1889 года рукоположен во иеродиакона преосвященным Христофором (Смирновым), епископом Волоколамским.

23 мая 1892 года рукоположен в сан иеромонаха в Крестовой Казанской домовой церкви митрополитом Московским и Коломенским Леонтием (Лебединским).

Отец Кронид был назначен смотрителем литографии и фотографий. С 1896 года состоял смотрителем епархиального училища иконописания при Лавре. Благодаря его неустанной заботе училище иконописи "совершенно переменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по самому содержанию оного". Состоял членом экзаменационной комиссии по испытании братии при представлении к рукоположению в священный сан.

С января 1902 года исправлял должность помощника казначея Лавры. С ноября 1903 года утверждён в должности помощника казначея Лавры и члена Духовного собора Лавры.

В 1904 году назначен инспектором Епархиального училища иконописи и членом его совета.

17 января 1905 года назначен экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья.

По прибытии в Санкт-Петербург о. Кронид развернул активную деятельность по восстановлению сильно запущенного Троицкого подворья, много труда и энергии приложил для ремонта подворской церкви, покоев митрополита, брошенных помещений, арендного дома. За один год подворье совершенно преобразилось.

11 мая 1906 года был возведён в сан игумена.

9 мая 1908 года был возведен в сан архимандрита митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья.

По-видимому, Троицкое лаврское подворье сыграло свою немаловажную роль в воцерковлении великой княгини Елизаветы Феодоровны, будущей преподобномученицы, принявшей Православие в 1891 году. Несомненно, что в период настоятельства отца Кронида они общались, свидетельством чего служит письмо Елизаветы Феодоровны от 7 сентября 1910 года взять под своё духовное руководство сестру милосердия, имевшую намерение поступить в Марфо-Мариинскую обитель.

9 января 1915 года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вместо уволенного на покой архимандрита Товии.

Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре лазарета для раненых воинов.

Обязанности эконома Троицкого подворья, а затем и наместника Лавры не освобождали архимандрита Кронида от пастырского делания. Он был не только способным хозяйственником, но и опытным духовным наставником, занимался окормлением своих чад, среди которых были известные люди: профессор МДАА.И.Введенский, А.А. Яблонский с супругой.

Архимандрит Кронид усердно и ревностно проповедовал. Его поучения отличались простотой изложения и сердечностью, они производили необычайно глубокое впечатление.

Видя ослабление веры в русском обществе, архимандрит Кронид призывал своих соотечественников к покаянию, предупреждая о грядущих от распространяющегося вольнодумства и неверия бедах:

Летом 1917 г., при Временном правительстве, были отобраны Лаврские типографии.

С началом работы Поместного Собора Русской Православной Церкви, членом которого отец Кронид был, он переехал в Москву, где прожил всю осень и зиму. После избрания митрополитом Московским, а потом и патриархом, свт. Тихон (Беллавин) становится священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, а его ближайшим помощником и близким ему человеком становится архимандрит Кронид, который по должности входит в Патриаршее Управление.

После издания в августе 1918 года Декрета об отделении Церкви от государства и инструкции к Декрету духовенство лишалось всех прав по управлению церковным имуществом. Осенью 1918 года началась конфискация имущества принадлежавшего Лавре, архимандрит Кронид для властей становится лишь старостой Лавры. ВСергиевой обители секуляризировали землю, а затем 1 ноября 1918 года Наркомпрос учредил Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. В Лавру был назначен комиссар, без разрешения которого не должны производиться никакие собрания.

В начале 1919 года вышло постановление президиума Московского Совета о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. Лавра подает ходатайство о земельном наделе. Создается трудовая артель, именной список которой насчитывает 224 человека.

4 марта 1919 года о. Кронид с братией Лавры обратился к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами прп. Сергия:

Но все же вскрытие мощей преподобного Сергия было произведено 11 апреля 1919 года. По распоряжению гражданских властей над мощами была положена крышка из толстого стекла, скрепленная с ракой сургучными печатями Наркомюста.

4 октября 1919 года в помещении комиссара Лавры состоялась передача прихожанам лаврских церквей: Троицкого собора, церкви преподобного Никона, Духовского храма и Смоленской церкви. Остальные храмы были опечатаны.

3 ноября 1919 года ночью лаврских монахов выселили в Гефсиманский скит. Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны, архимандрит Кронид был удалён в Гефсиманский скит 26 января 1920 года на второй день работы ликвидационной комиссии.

26 марта 1920 года вышло постановление Мосгубисполкома: "О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей", но мощи прп.Сергия остались в Лавре. 7 мая того же года произошло окончательное закрытие Лавры.

После закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в том числе и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах. В 1920-1922 годах архимандрит Кронид жил в селе Братовщина у старосты храма, в 1922-1926 годах в Гефсиманском скиту, в 1926-1929годах в Параклитском скиту, с 1929 до кончины у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Архимандрит Кронид посещал Кукуевскую церковь, рядом с которой был похоронен старец Алексий Зосимовский, и любил петь там.

Он продолжал ревностно оказывать поддержку инокам. Монастырское братство какое-то время сохранялось и после закрытия обители. Все это время велся журнал Духовного собора. Оставленные в Лавре при охране музея 43 монаха образовали малую Лавру. К 1926 году оставленные при музее монахи были уволены.

Архимандрит Кронид никогда не выходил из канонического подчинения законному священноначалию Русской Православной Церкви, не порывал с митрополитомСергием и строго порицал ушедших в расколы. Архимандрит Кронид заботился и о духовном окормлении своих духовных чад из мирян. Они, в свою очередь, также проявляли заботу о своем духовном отце, оказывая ему материальную помощь и утешение в скорбях.

С 1935 года он стал быстро слепнуть.

11 ноября 1937 года органами НКВД на архимандрита Кронида было возбуждено дело. Уже слепого и немощного старика арестовали 21 ноября и предъявили ему обвинение (дословно, с сохранением орфографии подлинника), что

В день ареста следователь Булыжников допросил отца Кронида.

8 декабря 1937 года было сфабриковано обвинительное заключение по обвинению Любимова Константина Петровича и др., в котором говорилось:

Далее говорилось, что обвиняемые проходившие по делу виновными себя не признали. Все проходившие по делу обвинялись в том, что

О том как велось следствие по данному делу и ещё по трем делам священнослужителей и монахов Загорского района, говорит приложенная к данным делам справка по делу следователя, работавшего в органах НКВД, который обвинялся в том, что "работая нач. Загорского РО НКВД МО производил незаконные аресты ничем неопороченных советских граждан и путем физического воздействия вынуждал их подписывать заранее сфабрикованные им протоколы допроса с вымышленными фактами... путем обмана и угроз понуждал свидетелей подписывать протоколы с вымышленными обвинениями в отношении них..." Военный Трибунал в своем приговоре установил, что в этой же преступной деятельности по примеру следователя Сахарчука принимали участие и другие сотрудники райотдела, которым Сахарчук давал готовые, лично им сфабрикованные протоколы допроса, поручая им добиваться подписания протокола", то, что протоколы и дела были сфабрикованы, видно из массы, содержащихся в них фактических ошибок.

7 декабря 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила архимандрита Кронида, протоиерея Дмитрия Баянова, игумена Ксенофонта (Бондаренко), игумена Никодима (Монина), игумена Азария (Павлова), иеромонаха Гедеона (Черкалова), иеромонаха Иакова (Марочкина), иеромонаха Серафима (Крестьянинова), иеромонаха Лаврентия (Насонова), иеромонаха Гедеона (Смирнова), монаха Георгия (Потапова) к расстрелу. Протоиерей Виталий Лукашевич, священник Алексей Быстрицкий, монахиня Анна (Самойлова), Сычев Николай Михайлович получили 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

В 1938 г. было сфабриковано еще два следственных дела среди духовенства и монашествующих г.Загорска, как продолжение данного дела, где прошло 16 человек.

  Архимандрит Кронид был расстрелян 10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне НКВД. Погребен в безвестной могиле.

14 ноября 1958 года он был реабилитирован.

В августе 2000 года был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.