МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Иоанн (Смирнов), пресвитер, священномученик (1937)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Молитвы

Молитвы

Тропарь, глас 2

Священномучениче Иоанне, не всуе ты в писаниях отеческих прилежно поучался еси; от юности смирение и кростость возлюбив, и пред мучители Христа бесстрашно проповедал еси. Тем же и мы, чтущии страдания твоя, яко теплаго заступника прилежно молим тя: испроси нам разума и крепости словесы и делы исповедати Христа и моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Кротость и незлобие твои, отче Иоанне, и отеческим учением последование, яко лествица небовосходная возведоша тя к духовному преспеянию и ко иже за Христа страданию, и венец сугубый исходатаиша ти, сего ради молим тя: научи и нас, тя почитающих, крест свой взяти и за Господом идти и моли спастися душам нашим.

Житие

Родился 25 января 1879 года в селе Лопасня (ныне город Чехов) Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Михаила Смирнова, который умер еще до рождения сына. Чтобы прокормить семью, матушка отца Михаила поехала в Москву к своему брату священнику, который помог ей устроиться просфорницей в Ильинский храм на Воронцовом Поле; наряду с этим она еще и шила на дому.

В 1893 году окончил Заиконоспасское духовное училище.

В 1899 году окончил Московскую Духовную семинарию. По её окончании был учителем и законоучителем в церковно-приходской школе.

В 1901 году он был рукоположен в сан диакона и служил в Москве при Вознесенской церкви на Большой Серпуховской улице.

С 27 января 1904 г. стал законоучителем Зарядского городского женского училища, а с 17 февраля 1905 г. - законоучителем во 2-м Арбатском городском женском училище.

В 1907 году поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. Ярко характеризует отца Иоанна тот факт, что все его научные труды были связаны с аскетической литературой. Не будучи монахом, имея семью, батюшка, тем не менее, более всего интересовался вопросами серьезной духовной жизни, православной аскезы. Диссертацию он посвятил Синайскому патерику, тогда как, в основном, студенты Духовной Академии пишут диссертации о пастырской жизни, служении священника. Диссертация же о. Иоанна посвящена жизни монашеской. Синайский патерик - одна из древних святоотеческих книг, в которой повествуется о жизни Синайских отцов, приводятся их изречения. За годы обучения, пока о.Иоанн готовил диссертацию, он, наверное, выучил этот патерик наизусть. И святоотеческие заповеди стали заповедями его жизни, по этим заповедям, по словам древних старцев-подвижников он стал строить жизнь. Диссертацию о. Иоанн защитил успешно.

5 июня 1911 года был рукоположен в сан священника. К тому времени у него уже было двое детей.

С 1911 по 1918 год занимал кафедру славистики в Московской Духовной академии. Был преподавателем церковнославянского и русского языков с палеографией. При этом он продолжал работу над своей диссертацией, готовя ее уже как магистерскую, профессорскую. В это время он опубликовал несколько статей в духовных журналах, которые опять-таки были посвящены монашеской литературе и монашеской духовной традиции: другому Патерику, который называется "Лимонис" и такой теме, как "Значение Афона в истории Сербской Церкви". Ему также принадлежит указатель описаний славяно-русских рукописей, и несколько статей на церковно-богословские темы.

25 апреля 1918 года получил степень магистра богословия за работу "Синайский патерик в древнеславянском переводе". Во время работы над своей диссертацией он сделал ряд церковно-исторических открытий и был удостоен Макарьевской премии. 17 мая стал доцентом кафедры.

26 июня 1918 года стал экстраординарным профессором (сверх штата).

После закрытия в 1919 году Московской Духовной академии отец Иоанн стал служить в городе Бутурлиновка Воронежской губернии, где спасался с семьей от голода и эпидемий.

С 1923 года стал служить в Свято-Духовской церкви, что на Лазаревском кладбище в Москве, был приглашен настоятелем храма прот. Ильей Гумилевским, знавшим его по МДА. В 1925 году он стал настоятелем этого храма. В один из воскресных дней 1932 года храм был внезапно оцеплен милицией, настоятелю объявили о его закрытии и конфискации имущества.

С 1932 года он служил в Тихвинской церкви, что в Сущеве.

25 марта 1935 года был переведен в Троицкую церковь на Пятницком кладбище.

30 декабря 1935 года он был назначен на служение в Знаменскую церковь у Крестовской Заставы.

Я знаю Бориса Павловича Ивановского, который служил в церкви святителя Григория Неокесарийского священником. Сейчас он арестован за контрреволюционную деятельность. С ним я был знаком и поддерживал связь до его ареста, знаю его как бывшего сослуживца на Пятницком кладбище. Кого вы знаете из священников, которые арестованы за контрреволюционную деятельность, и назовите их фамилии.

Имеете ли вы связь с заграницей и с кем именно?
Я связей с заграницей не имел и не имею.
Следствию известно, что вы являетесь участником контрреволюционной группы и проводили антисоветскую пропаганду среди верующих. Признаете ли вы себя в этом виновным?
Я в контрреволюционной группе не состоял и контрреволюционную агитацию не проводил. Со священником Ивановским знаком, с ним связь поддерживал как с бывшим сослуживцем, который в данное время арестован органами НКВД.

7 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Иоанна к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию". (В следственном деле имеется ряд интересных документов, говорящих о том, как было сфабриковано следственное дело).

10 декабря 1937 года, в день престольного праздника Знаменской церкви, где служил протоиерей Иоанн, он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания.