МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Евстафий Мцхетский, Тифлисский, мученик (589)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Родился в городе г. Гандзак (Гянджа) в семье персидских жрецов-огнепоклонников и носил до крещения имя Гвиробандак(Бгробандав, от перс. - раб, принадлежащий гуру). Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Гвиробандака языческим жрецом, но безуспешно. В десятый год правления в Персии Хосрова Ануширвана (531-579) в возрасте 30-ти лет он переселился в столицу подвластной Сасанидам Картли (Вост. Грузия), город Мцхету и занимался там сапожным ремеслом.

Еще на родине заинтересовавшись христианской верой, он стал тайно посещать церковь в Мцхете. Архидиакон Самуил (будущий католикос Самуил IV, 582-591), заметив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал католикосом, принял от него крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей.

По сведениям армянского историка Себеоса (VII в.), магам, относившимся к низшей сословной иерархии в отличие от состоятельных слоев персидского населения запрещалось переходить в другую веру. Евстафий подвергся гонениям со стороны соплеменников-персов, проживавших во Мцхете .

Однажды он отказался участвовать в одном из праздников, который отмечали жившие в Мцхете персы, и башмачники и чувячники донесли на него Устаму, начальнику мцхетской крепости. Узнав, что Евстафий и семь других персов открыто исповедуют Христа, Устам отправил их в Тбилиси на суд марзпана, наместника персидского шаха в Грузии. Шесть человек, сопровождавших Евстафия, носили иранские имена: Гушнак, Бахдиад, Борзо, Панагушнасп, Перозак, Зармил,- по одной версии, в тот период на Востоке смена языческого имени при крещении не была строго обязательной, другая версия объясняла этот факт тем, что в Восточном Закавказье проживали некрещеные приверженцы Христианства. Эта точка зрения представляется более убедительной, поскольку марзпан отпустил этих людей, сопровождавших святого Евстафия (четверо из них отреклись от Христа). Помилован был и седьмой, Стефан, который, видимо, был христианином во втором или третьем поколении и за которого ходатайствовали зороастрийцы.

Святой Евстафий был брошен в темницу и приговорен к смертной казни. Однако вскоре марзпан был вынужден уехать в Иран, и спустя шесть месяцев по ходатайству католикоса Самуила IV и картлийских вельмож перед марзпаном Арвандом Гушнаспом Евстафий был освобожден. Мученичество Евстафия Мцхетского приводит сведения о судьбе тех, кто первыми отреклись от Христа: Бахдиад стал бесноватым и умер в муках, Панагушнасп закончил жизнь свою в убожестве, не имея хлеба на пропитание и не зная, чем бы прикрыть плоть свою.

Через три года в Тбилиси прибыл новый марзпан Вежан Бузмир и по навету огнепоклонников приказал привести Евстафия и Стефана; за последнего вновь заступились главари-сирийцы, а Евстафий предстал перед судом и исповедал Христа: "Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтоб они сияли во тьме ночной... И огонь не есть Божество; ибо огонь производится человеком и человеком же погашается".

Ночью 29 июля 589 года мученика Евстафия обезглавили, тело вынесли за пределы города и бросили в поле. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христианскому погребению в городе Мцхета. Мученик услышал Глас: "Ничем не будешь умален от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь".

Тело святого Евстафия было тайком перевезено христианами в Мцхета и с великой честью положено католикосом Самуилом IV под престолом Мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля, в день славной кончины святого мученика.

Мученичество и страстотерпничество святого Евстате Мцхетели - второе после Мученичества святой Шушаник Иакова Цуртавели грузинское агиографическое произведение, сохранившееся до настоящего времени. Написано во второй половине VI в. анонимным современником св. Евстафия, возможно очевидцем событий. Г. В. Цулая полагает, что текст создан в одном из внутренних монастырей Грузии. Самая ранняя рукопись датируется XI в. , остальные восемь относятся к XVIII в. Во второй половине XVIII в. грузинский агиограф, католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони), создал метафрастическую редакцию Мученичества св. Евстафия . Существует пересказ на русский язык М.-Г. Сабинина, а также переводы на немецкий (А. фон Гарнак) и русский (Г. В. Цулая) языки.

Мученичество св. Евстафия считается одним из наиболее ярких примеров грузинской оригинальной агиографии, отличительной чертой которой является тема противостояния грузин-христиан экспансии маздеизмского сасанидского Ирана. Литературный уровень текста и содержание предсмертной речи мч. Евстафия (апология христианства) позволяют судить о хорошем знании автором канонической и богословской литературы своего времени, а также мировоззрения и быта соседнего с грузинами нехристианского населения. Агиограф мог опираться на Апологию св. Аристида (II в.), на Диатессарон раннехристианского апологетаТатиана (II в.), на Дидахе. Язык текста Мученичества св. Евстафия архаичен, но несложен, возможно текст предназначался для чтения в храме.

Мученичество Евстафия Мцхетского является ценным источником по истории раннесредневековой Грузии, т. к. оно дает представление об этнокультурной ситуации, возникшей в ранний период распространения христианства на границе Восточного Закавказья и Передней Азии. Образ мч. Евстафия не выходит за рамки агиографического клише, но автор точно воспроизводит бытовые детали и этнические противоречия, существовавшие на этой территории.