МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Димитрий (Розанов) протоиерей, священномученик (1937)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Димитрий Ильич Розанов родился 24 октября 1890 года в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии (ныне Шаховской район Московской области) в семье псаломщика (пр др. сведениям, священника).

В 1907 году окончил Волоколамское духовное училище, в 1914 году - Вифанскую духовную семинарию.

22 марта 1914 года, будучи воспитанником шестого класса духовной семинарии, был посвящен в стихарь. В 1915 году рукоположен во иерея к Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни Московской губернии.

В 1918 году мобилизован в тыловое ополчение в Красную армию. При этом был откомандирован в ЗАГС Наро-Фоминского Исполкома, где состоял заведующим отделом Актов гражданского состояния. Прослужил на военной службе до 1921 года.

Вернувшись с военной службы, продолжал служить в храмах Зосимовой пустыни. С 1924 года состоял "секретарем религиозного общества" при храмах бывшего монастыря Зосимовой пустыни. После окончательной ликвидации монастыря продолжал служение в Троицком храме, получившем статус приходского.

28 мая 1931 года был арестован. Проходил по одному делу с 11 зосимовскими сестрами, арестованными 22 мая в д.Сотниково. 29 мая все они были переведены в Бутырскую тюрьму.

Отвечая на вопросы следователя, священник сказал, что монахинь Зосимовой пустыни он знает очень хорошо, он у них бывал, и они у него, разговор между ними касался вопросов частной жизни и воспоминаний о прошлом. Что касается разговоров на антисоветские темы, то таких разговоров не было. Говорили лишь на темы искривлений колхозной жизни и то на основании прочитанного в газетах, да того, что говорит народ в транспорте. Что касается антисоветской агитации среди крестьян, то таковой агитации не было, а какое отношение к этим вопросам монахинь монастыря, он не знает. 31 мая следователь снова допросил священника. Со стороны монахинь, сказал отец Димитрий, наблюдались посещения меня... но на политическую тему мне с ними говорить не приходилось, за что их арестовали, мне неизвестно... В церкви Никола Большой Крест и в церкви на Воздвиженке бывать не приходилось, но приходилось слышать, что в этих церквях не подчиняются митрополиту Сергию, а подчиняются Петру Крутицкому. Сам я лично Петра Крутицкого не знаю... Та церковь, в которой я служу, принадлежит к сергиевской ориентации.

16 июля тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.

После освобождения с 23 мая 1935 года служил священником в храме в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость в с. Федоровское Волоколамского района Московской области.

31 марта 1936 года возведен в сан протоиерея.

В феврале 1937 года переведен в Покровский храм с. Ново-Васильевского Лотошинского района на место арестованного священника о. Евгения Ивановича Архангельского.

Председатель сельсовета, характеризуя священника, писал, что священник Димитрий Розанов ведет антисоветскую агитацию, используя церковь, как трибуну, для антисоветской работы, и проповедует настолько успешно, что верующие плачут на его проповедях. Как пример такой проповеди председатель привел слова отца Димитрия, когда тот сказал, что как его предшественник находится в тюрьме, так возможно и ему придется страдать. В августе 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей, которые показали, что отец Димитрий человек опытный и хорошо служит, что в проповеди он призывал молиться за своего предшественника на приходе, священника Архангельского, пострадавшего от большевиков и томящегося в советской тюрьме, просил молиться и о себе, чтобы Господь его защитил, чтобы не бросили большевики и его в тюрьму, а также призывал прихожан особенно усердно молиться в дни Страстной седмицы.

8 сентября 1937 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации среди населения, призывах к верующим молиться за известных контрреволюционеров, распространении клеветы по адресу советской власти". 15 сентября переведен в Бутырскую тюрьму.

Следствие имеет фактические данные о вашей контрреволюционной деятельности, как например, следующие. 15 февраля 1937 года после окончания службы вы обратились к верующим с проповедью, в которой сказали: Помолитесь за вашего пастыря Архангельского, помолитесь и за меня, чтобы и меня не постигла его участь. Этот факт вы признаете? спросил его следователь.

Да, это я признаю. Я говорил в проповеди верующим: Архангельский, ваш пастырь, больше сюда не вернется, помолитесь за него, помолитесь и за меня.

А вы знали, что Архангельский арестован органами НКВД как враг народа? Да, я это знал.

Значит, вы призывали верующих молиться за врага народа, сознательно вызывая в них сочувствие к нему?

Да, это я признаю.

21 марта 1937 года вы говорили... другим священнослужителям: В Ново-Васильевском религия советской властью разбита... Для укрепления ее у нас есть много способов: Священное Писание, беседы. Я советую вам не отказываться от церкви... Признаете вы этот факт?

Это я признаю. Я говорил тогда, что прислан сюда за послушание вопреки своему желанию, так как здесь работать тяжело одному, работы много... Нужен мне второй священник, и я обращался к священнику Васильевскому, чтобы он снова вернулся к священническому служению.

Вы говорили бывшему священнику Васильевскому: Все обещания устроить тебя на работу ничего не стоят, это обман, вся сталинская конституция филькина грамота и обман. Этот факт вы признаете?

Да, это я признаю, все обещания устроить его на работу ничего не стоят...

Вы говорили: Скоро советская власть сменится, мы приложили к этому немало усилий, и потом опять заживем по-прежнему? Признаете этот факт?

Нет, этого факта я не признаю.

8 октября 1937 года постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской области приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

Расстрелян 9 октября 1937 года на полигоне Бутово, погребен в безвестной общей могиле. 19 июля 1989 годы был реабилитирован прокурором Московской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.