Главное менюКатегории

г. Москва, ул. Кооперативная, д.4,

корп.9, под.2, цокольный этаж.

email: info@icon-art.ru

+7 (495) 642-55-16, +7 (800) 333-00-37

 

НОВОСТИ

Иконописные курсы при нашей мастерской не только продолжают набор учащихся в разные группы, но и расширяют границы...

Подробнее

Сотрудники и учащиеся иконописных курсов при мастерской Екатерины Ильинской посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру...

Подробнее

Иногда мы видим, как люди несут в храм цветы, чтобы украсить ту или иную икону...

Подробнее

Варвара Илиопольская, великомученица

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил...  Далее...

Святая Вмч. Варвара Илиопольская

Авраам, праотец (2000 до Р.Х.)

Дни празднования в 2017 году:

Смотреть иконы святого Авраама

Житие

После смешения Богом языков во время столпотворения Вавилонского люди, рассеявшись по земле и разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам, ими же самими сделанным, животным, солнцу и луне и другим явлениям природы. Тогда для обновления Ветхозаветной Церкви и для сохранения в ней истинного Богопознания Господь избрал одного благочестивого мужа, по имени Авраама. Авраам первоначально назывался Аврамом и был младшим сыном Фарры, который имел, кроме того, еще двух сыновей: Аррана и Нахора; первый из них умер в молодости, оставив после себя сына Лота, которого Аврам и взял себе на воспитание. Фарра жил с своими сыновьями в Уре Халдейском; но Господь благоволил отделить благочестивого Аврама, избранника Своего, из развращенной среды идолопоклонников. И вот Аврам получил от Бога повеление:

Выйди из земли твоей, от родства твоего и из дому отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое, и ты будешь виновником и образцом благословения для многих. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные.

Аврам с верою и покорностью принял повеление Божие и вышел из Ура Халдейского с женою своею Сарою, отцом своим Фаррою и племянником Лотом. Остановившись на время в Харране, где отец его умер, он продолжал потом путь свой один с семейством своим и Лотом. Прибыв в землю Ханаанскую, он прошел ее до Сихема, до дубравы Море. Здесь явился ему Господь и обещал эту землю отдать потомству его. В память сего Богоявления и в благодарность Богу за обетование Аврам соорудил на том месте жертвенник. После сего Аврам прошел всю ту землю в длину по направлению к югу, создав между Вефилем и Гаем другой жертвенник Господу.

Аврам вместе с своим семейством и Лотом поселился в долине Сихемской. Оба они сначала жили вместе и были богаты скотом, серебром и золотом; но потом во избежание раздора между их домашними и слугами Аврам отпустил от себя Лота, предоставив ему выбор земли. Лот избрал себе цветущую равнину, орошаемую водами Иордана.

После того, как Лот отделился от Аврама, Бог явился избраннику Своему и сказал:

Возведи очи свои и с сего места, на котором ты теперь находишься, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу: всю землю, которую ты видишь с горы, дам Я тебе и потомству твоему на веки. И дам тебе потомство, как песок земной. Встань, пройди по земле сей в долготу и ширину ее: ибо Я тебе дам ее и потомству твоему на веки.

Послушный повелению Божию, Аврам двинулся к югу и поселился у дубравы Мамре, создав там жертвенник Господу.

Между тем на равнине Иорданской, которую выбрал для своего жилища Лот, было пять городов, управляемых особыми царями, но уже 12 лет находившихся в порабощении у царя Еламского. На тринадцатый год они возмутились против царя, но были побеждены им, причем многие жители той страны, и в том числе Лот, были взяты в плен. Узнав об этом, Аврам вооружил рабов своих, разбил неприятелей, освободил Лота и всех пленных и отнял всю добычу, унесенную неприятелем, которую и возвратил царям по принадлежности. Когда Аврам возвращался с победою, навстречу ему вышли цари. Мельхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышняго, вынес хлеб и вино и благословил Аврама, говоря:

Благословен Аврам от Бога Всевышняго, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, предавший врагов твоих в руки твои.

Аврам поднес Мельхиседеку десятую часть всей военной добычи; сам же, когда царь Содомский предлагал ему удержать за собою имущество, возвращенное от неприятелей, отказался взять что-либо.

После сего Аврам сделался весьма известным в земле Ханаанской. Его успехи возбудили зависть и опасение в ее обитателях. Тогда Господь ночью в видении сказал Авраму:

Не бойся, Аврам, Я твой щит; тебе готовится величайшая награда.

Аврам сказал:

Господи! чем Тебе наградить меня? Детей у меня нет: Ты не дал мне их. За домом моим смотрит Елиезер из Дамаска: он и будет моим наследником.

Не он, сказал Господь, а твой родной сын будет твоим наследником.

После сего Господь вывел Аврама на двор и сказал:

Посмотри на небо и сочти звезды, если только можешь: столько и у тебя будет потомков.

Аврам поверил обетованию, и сия вера вменилась ему в праведность и послужила основанием праведной и Богоугодной жизни.

В наступивший после сего день Аврам, по повелению Божию, рассек пополам трехлетних телицу, козу и овна, и положил одну часть против другой; к ним присоединены были горлица и молодой голубь. Аврам стерег трупы от хищных птиц. При захождении солнца на него нашел сон, и объял его ужас и густой мрак. Тогда Господь приблизился к нему и сказал:

Знай, что потомки твои в продолжение четырехсот лет будут пришельцами в земле чужой и будут в порабощении и в угнетении. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении, и после того они выйдут сюда с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам своим в мире и будешь погребен в старости доброй. Возвратятся же сюда потомки твои не прежде, как сменятся у них четыре поколения, ибо мера беззаконий аморреев еще не наполнилась.

Когда зашло солнце и наступила тьма, между рассеченными животными прошли дым, как бы из печи, и пламя огня. И в этот день таким образом Господь заключил завет Свой с Аврамом, сказав:

Потомству твоему даю Я землю сию от реки Египетской до реки Евфрата.

Прошло уже много лет с того времени, как Аврам переселился в землю Ханаанскую. После откровения, бывшего ему в Уре Халдейском, Бог еще три раза повторял ему обетование о многочисленном потомстве, которое должно было произойти от него; но Сара, жена его, не рождала, а между тем оба они были уже преклонных лет. Бездетство было для Аврама великим испытанием.

Тогда Сара, думая, что препятствие к исполнению обетования Божия заключается в ней, предложила Авраму взять еще в супружество служанку свою, египтянку Агарь, которая и родила ему сына Измаила.

Когда Авраму исполнилось уже 99 лет, Господь явился ему и сказал:

Я Бог Всемогущий; ходи пред Лицем Моим и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленнейшее потомство.

Аврам в чувстве благоговения и преданности пал на лице свое. Бог сказал ему:

Теперь ты не будешь называться Аврамом, но да будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И народы и цари произойдут от тебя; и Я поставлю вечный завет Мой с тобою и потомками твоими в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя, и дам вам всю землю Ханаанскую в вечное наследство. Видимым же знаком завета между Мною и вами должно быть то, чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан. Осьми дней от рождения надобно обрезывать всякого младенца мужеского пола, не только из ваших детей, но и из рабов, купленных за серебро у иноплеменников. Необрезанный, как нарушитель завета Моего, лишается общения с своим народом. Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей Сарра. Я благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.

Авраам возрадовался и засмеялся, но в то же время с недоумением спрашивал про себя:

Неужели от столетнего будут дети? и неужели Сарра в девяносто лет родит?

Но Господь повторил Свое обетование и предрек самое имя их будущему сыну Исаак.

Вскоре после сего Господь опять явился Аврааму у дубравы Мамре следующим образом. Однажды в полдень Авраам сидел у шатра своего. Подняв глаза свои, он увидел пред собою трех странников. Он тотчас же поспешил к ним навстречу и, поклонясь до земли, сказал первому из них:

Государь мой! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Позвольте принести немного воды и омыть ноги ваши; потом отдохните под этим деревом. А я принесу хлеба, чтобы подкрепиться вам на дорогу.

Странники согласились на его просьбу. Тогда Авраам поспешил в шатер к Сарре и сказал ей, чтобы она замесила поскорее пшеничной муки и испекла пресные хлебы; потом побежал к стаду, выбрал нежного, хорошего теленка и велел своему рабу приготовить его. Когда приготовлены были и пресные хлебы, и теленок, Авраам взял еще сыру и молока и все это поставил пред гостями. Они стали есть, а Авраам в это время стоял под деревом, прислуживая им. Во время обеда странники спросили Авраама:

Где Сарра, жена твоя?

Она здесь, в шатре, ответил Авраам.

Тогда один из них, это был Сам Господь, сказал:

На следующий год, когда Я опять в это же время буду у тебя, у жены твоей Сарры будет сын.

Сарра стояла у входа в шатер. Услыхав предсказание, она рассмеялась, подумавши про себя:

Мне ли в старости иметь сие утешение? Да и господин мой стар.

Но Господь сказал Аврааму.

Зачем рассмеялась Сарра? разве есть что невозможное у Бога? В назначенный срок буду Я у тебя, и у Сарры будет сын.

Тогда Сарра пришла в страх. Она почувствовала, что находится пред высшею Божественною Силою, провидящею ее внутренние чувствования, и в смятении стала уверять, что она не смеялась. Но Господь обличил ее и еще раз повторил, что она смеялась. Таким образом, Он показал Себя Сердцеведцем, а Сарру научил быть внимательнее к собственным помыслам и быть более покорною Божественным обетованиям.

После сего странники встали и направились оттуда к Содому. Авраам же, по слову апостола, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: так [многочисленно] будет семя твое. И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность (Рим.4:18-22). Веруя в благодатное обетование об имеющем произойти от него многочисленном потомстве, Авраам с живейшим чувством радости, благодарности и благоговения к своим Божественным посетителям сопровождал их.

На пути Господь открыл Аврааму о Своем намерении погубить жителей Содома и Гоморры за их бесчисленные беззакония. Авраам стал умолять Бога пощадить нечестивые города ради того, что в них найдется хотя пятьдесят праведников. Но такового числа их не нашлось в городах сих. После сего Господь обещал Аврааму по молитве его пощадить нечестивые города, если в них найдется хотя сорок, потом тридцать, двадцать и, наконец, хотя бы десять праведников. Но и такого числа праведных не нашлось в Содоме и Гоморре. Тогда участь нечестивых городов была решена. Однако же ходатайство Авраама не осталось напрасным и совершенно бесплодным; ибо племянник его Лот был спасен от общей погибели.

Вечером два Ангела, посетившие Авраама, пришли в образе странников в Содом, когда Лот сидел у ворот города. Увидев странников, Лот, поклонившись им до земли, сказал:

Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, а поутру пойдете в путь свой.

Когда же странники стали отказываться, испытывая Лота, и отклонять его гостеприимство, он стал сильно упрашивать их, и они вошли в дом. Лот приготовил пресные хлебы, и предложил им угощение, и они ели. Еще не легли они спать, как содомляне с разных концов города окружили дом Лота и стали требовать выдачи странников. Лот вышел успокоить их и уговорить, чтобы они не причиняли зла странникам, пользующимся его гостеприимством; но они оскорбляли его и грозили выломать двери. Тогда Ангелы, явившиеся под видом странников, поразили содомлян слепотою, а Лота ввели в дом и велели взять родственников своих и уходить из города, осужденного за беззакония на погибель; при сем Ангелы открылись Лоту, кто они, объявив прямо, что они посланы к нему Господом. Занималась уже заря, а Лот еще медлил. Тогда Ангелы, взяв за руки его, жену его и дочерей, вывели их вон. Один из Ангелов сказал Лоту:

Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся на равнине сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Но Лот сказал:

Нет, Владыка! Вот раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сотворил со мною, спасши жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигло меня бедствие и мне не умереть. Вот ближе город сей, он же и мал; благоволи мне бежать в него, дабы сохранилась в нем жизнь моя.

Ангел отвечал:

В угодность тебе я сделаю и это и не истреблю сего города; спасайся в него, но нимало не медли: потому что я не могу исполнить своего дела, пока ты не уйдешь туда.

Так велика милость Божия к праведным! Ради слабого волею, но чистого душою Лота и ради родства его с избранником Божиим Авраамом, Господь не только дарует спасение городу, но и по милосердию Своему замедляет совершить правосудную кару Свою над нечестивыми городами до тех пор, пока Лот успеет спастись.

Когда Лот достиг сего города, солнце уже зашло. Тогда Господь пролил с неба на Содом, Гоморру, Адаму и Севоим в виде дождя серу и огонь, и истребил эти города и всю эту равнину со всем их населением, и вся страна та обратилась в соленое озеро.

Жена Лотова не исполнила повеления Ангела: на пути из Содома она оглянулась назад; но тотчас же обратилась в соляной столб. Сам же Лот, страшась остаться в Сигоре, удалился в гору с двумя дочерями своими и стал жить там в пещере.

Между тем Бог посетил, наконец, Сарру Своею милостью. Когда Аврааму исполнилось сто лет, она родила ему сына, которому он, согласно предвещанию о том Самого Бога, нарек имя Исаак. На восьмой день Авраам обрезал его, как заповедал ему Бог. И девятидесятилетняя Сарра говорила:

Смех радости сотворил мне Бог; кто ни услышит обо мне, обрадуется. Кто бы мог сказать Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью?. Ибо в старости его я родила сына.

Когда дитя выросло и было отнято от груди, Авраам устроил по сему случаю большой пир. Сарра, увидев, что Измаил, которого родила Аврааму Агарь египтянка, насмехается над ее сыном Исааком, сказала Аврааму:

Прогони эту рабыню и сына ее; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.

Аврааму было прискорбно слышать эти слова; он, как отец, любил и жалел Измаила. Но Бог сказал ему:

Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что ни скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее; ибо в Исааке наречется тебе семя. Впрочем, и от сына рабыни Я произведу народ, потому что и он семя твое.

Тогда Авраам с полною преданностью воле Божией отпустил Агарь с сыном ее Измаилом. Странствуя, они заблудились в пустыне и уже умирали от жажды, но Бог чудесно спас их и утешил скорбящую мать обетованием произвести от ее сына великий народ.

В то время Авраам пользовался огромным влиянием и уважением посреди соседних царей и владетелей Ханаана. Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было ясно для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал с ним союза. Но Авраам и после сего жил по-прежнему как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища.

Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже после всех милостей Господа к нему. И вот после многих лет его жизни Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал:

Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе.

Несмотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам нимало не усомнился, что оно от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования (Евр.11:19). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь. На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе на гору.

И сказал Исаак Аврааму:

Отец мой! вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам отвечал:

Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.

И они пошли далее оба вместе.

Достигнув места, которое указал ему Бог, Авраам устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но в это время с неба раздался Божественный голос:

Авраам! Авраам!

Авраам остановился, чтобы выслушать повеление Божие.

Не поднимай руки своей на отрока, продолжал Господь, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня.

Тогда Авраам в чувстве глубокой радости и благодарности к Богу возвел очи свои от земли и увидел позади себя овна, запутавшегося в чаще рогами. Тогда он развязал Исаака и, взяв овна, принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего.

После сего Господь снова воззвал к Аврааму с неба:

Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и песок на берегу моря, и овладеет семя твое городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Получив сие великое благодатное обетование, Авраам и Исаак в страхе и радости спустились с горы и возвратились в Вирсаву, где жил тогда Авраам.

Спустя лет двенадцать после сего скончалась Сарра, жена Авраамова, и была погребена в пещере Махпеле против Мамре, впоследствии Хеврона земли Ханаанской.

Через три года, когда Исааку исполнилось сорок лет, а Аврааму было сто сорок лет, святой праведный праотец имел утешение женить сына своего на добродетельной Ревекке, внучке Нахора, брата Авраамова. Впоследствии Авраам и сам вступил в новое супружество с Хеттурою, от которой имел еще шесть сыновей. Авраам прожил сто семьдесят пять лет и потом с миром предал дух свой Господу Богу, Которому так верно служил и благоугодил в жизни своей, будучи сосудом и образцом веры в истинного Бога, сохранившим ее для потомства из рода в род. За высокие качества и достоинства Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу (Быт.17:7, 26:24, 28:13), а Св. Писание называет его другом Божиим (2Пар.20:7; Ис.4:8;Иак.2:29). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама (Рим.6:7-8; Гал.3:7, 26-29). И в будущей участи нашей за гробом только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом и Лазаре указывает на Авраама как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном (Мф.8:11; Лк.16:22; Гал.3:9, 29), коего да сподобит Христос и всех нас молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь.

 

В начало

Наверх

Наверх

Рассылк@

© 2003-2017 «Иконописная мастерская Екатерины Ильинской».

Все права на данной странице защищены

Звоните:

+7 (495) 642-55-16

+7 (800) 333-00-37

г. Москва, м. Спортивная, ул. Кооперативная, д.4, корп.9, подъезд 2, цокольный этаж.

Пн-Пт: с 9:00 до 20:00 Сб: с 12:00 до 17:00 Вc - Выходной.

Так же по предварительной договорённости мы примем Вас в любое удобное для вас время.

Rambler's Top100